Книга меня удивила. Из тех произведений, о которых "что-то слышишь", а они, оказывается, совсем о другом.
Сюжет
После того, как лётчика Дугласа Граймса из-за проблем со зрением отстраняют от полетов, он не знает, что делать со своей жизнью. Чтобы как-то перекантоваться, нанимается ночным портье. Ставит доллар-другой на скачках, а в целом ведет скучную жизнь и едва сводит концы с концами.
Но однажды ему выпадает шанс. Один из постояльцев умирает. Затаскивая старика в номер, Граймс случайно обнаруживает футляр, набитый деньгами. Не в силах устоять, забирает его себе. Пересчитывает "добычу" - 100 тысяч долларов. И решает исчезнуть из Нью-Йорка. Воображение уже рисует ему жуткие сцены. Он точно знает: за деньгами придут. И скоро.
Граймс петляет по нескольким городам Америки, встречается с разными людьми, а затем отправляется в Европу. В аэропорту происходит путаница с чемоданами, и он чуть не лишается недавно обретенного богатства. Но вновь находит его, а заодно и человека, который становится его напарником и проводником в мир богатых и успешных.
Впечатления
Тема избитая. Тем не менее, прочитала с интересом. В голове всплывали бесконечные отсылки к ранее прочитанному и просмотренному.
В интернете, да и в жизни, только и слышишь "вот бы я нашел/выиграл/дали миллион". А дальше почему-то никто не распространяется, что он будет делать. Вот Шоу и фантазирует, а что будет делать обычный человек, не привыкший к роскоши, не знающий, как вкладывать деньги, как их приумножить и распорядиться.
Его знакомый прямо говорит - ты их просто проешь за 3 года и вновь будешь слоняться на странных работах за копейки. Потому что богатство - это образ жизни. Это определенный круг, знакомые, темы для разговоров, одежда, свой мир. Нужные связи, знание и умение как сохранить и приумножить.
Большинство жаждущих, чтобы на них свалился условный миллион, этого не учитывают и не понимают. Граймс ведет себя также, как любой человек, привыкший работать за зарплату. Он останавливается в дорогих гостиницах, покупает одежду, питается в ресторанах и не знает, что ему делать дальше. Дело осложняется тем, что он вынужден скрываться и не может вложить деньги, по сути, никуда.
В его отношении к миру происходит интересная трансформация:
Это одна из тем и вопросов романа: противопоставление честной жизни, где нужно упорно трудиться за маленькие деньги, не иметь излишеств, и жизни, по которой можно порхать как бабочка, иметь удачливых и богатых знакомых, часто переезжать, жить на странные, полулегальные доходы и радоваться. Та самая дилемма стрекозы и муравья из рассказа Моэма. Да и не только. Один из героев Шоу очень похож на героя романа Моэма "Острие бритвы", который тоже был "стрекозой". Но может ли муравей стать стрекозой? Я думаю, что нет, а Шоу считает иначе) И показывает нам, как Граймс, бывший муравей, отращивает стрекозиные крылья и улетаааеееет без всякого уже ненужного ему самолета)))
Граймс как человек не вызвал у меня симпатии. Его инфантилизм и неразборчивость буквально во всем бьет все рекорды. При этом судьба улыбается ему снова и снова, а себя он считает хорошим и честным человеком)) Причина феноменального везения не ясна. Ну если только придерживаться теории, что "стрекозам" всегда так везет, как котикам примерно. Их все любят и охотно дают им деньги или помогают связями.
Второй роман, с которым я сразу стала проводить параллели - Стейнбек "Зима тревоги нашей". Там герой тоже рыпнулся, но не смог, правда. Но реалии Америки, рассуждения, даже сам стиль и язык очень похожи.
Еще обратила внимание, что в "Ночном портье" много сказочного, И. Шоу иногда довольно топорно подыгрывает герою, устраивая ему нереальное везение на пустом месте. Пытается оживить роман христоматийно-анекдотическими случаями в стиле "вор у вора дубинку украл" или "муж за дверь, жена в Тверь")
Роман по-американски пытается развлечь читателя, ни в коем случае не предлагать ему тяжелых тем. Там даже хеппи-энд! В начале, вроде, есть что-то похожее на философию (в цитате на фото), немного политики (речь идет о 70-х годах ХХ века), но в целом книга просто развлекательная. Шикарные отели, богатые женщины, влиятельные мужчины, короткие связи. Вот это вот всё.
При этом скучновато. До того же "Поймай меня, если сможешь" нисколько не дотягивает по развлекательности. Больше похоже на книги Моэма, но не так изящно написано. В общем, роман оставил меня немного в недоумении. Но я не пожалела, что прочитала. На "четверку") Чего-то не хватило до восторга. Может, глубины - ведь роман, вроде как, претендует на классику?
К моему удивлению, фильма по этой книге нет. Те два фильма, что называются также - "Ночной портье" - совсем о другом и не имеют отношения к И. Шоу. Странно, ведь книга очень кинематографична.
Читали? Что скажете?