Этот небольшой роман очень сложно было читать. Сразу не скажешь, почему. Может, из-за концентрации мыслей на квадратный сантиметр площади?) Такой текст не получится просто пробежать глазами, как большинство современной прозы. Спотыкаешься. Его надо вдумчиво читать.
1960 год. Небольшой американский городок. Итан - мужчина лет сорока (привет, помимо прочего, кризису среднего возраста) работает продавцом в магазине. Владелец магазина - итальянец. Но в недалеком прошлом и магазин, и весь квартал принадлежал предкам Итана. Все, что у него осталось от былой роскоши - дом да громкое в их краях имя. У Итана есть любимая жена и двое детей-подростков - не так уж и мало для счастья.
Или все-таки мало? Кажется, жена его немного стыдится, дети недвусмысленно намекают, что уже у всех есть телевизоры и вот если бы было немного больше денег... Но увы, "делать деньги" Итан не умеет. Он уже разок прогорел, сделав неудачное вложение. Больше вкладывать нечего, а ведь чтобы приумножать капиталы, нужно иметь начальный. Впрочем, есть небольшая сумма на счету у жены. Наследство.
Вода камень точит и Итану начинают поступать разного рода предложения. У него начинают появляться разные мысли. Они требуют поступков. Только вот вопрос: будет ли он уважать себя, если совершит такие поступки?
Что такое моральные принципы? Просто слова? Вокруг Нью-Бэйтауна неспешно стягивалось кольцо окружения, и затеяли это люди достойные. Если все получится, их будут считать не бесчестными, а ловкими. Если вмешается фактор, которого они не учли, - будет ли это безнравственно или непорядочно? Полагаю, зависит от того, добьется этот "фактор" успеха или нет. Для подавляющего большинства успех не бывает плохим.
Наказание настигает лишь в случае неудачи. По сути, если преступник не пойман, то и преступления никакого нет.
Мне это чуждо, но необходимо... Этот процесс мне не остановить, однако начинать следующий я не стану.
Не совсем понятно, о чем идет речь, не правда ли? Все станет понятным лишь к концу. Что именно затеял Итан? Это не так важно. Несколько небольших сделок со своей совестью. В своих рассуждениях о том, что если преступник не пойман, нет и преступления, он не учел одного: ты сам, твоя совесть или Бог знает, что оно было, преступление. И от этого так просто уже не отмахнешься.
Никто не знает, на что он способен, - говорит Итан. И никто не знает, сможет ли он жить с этим потом, - с ужасом понимает он в конце книги. Хоть и нет у американцев идеи Бога (в книге лишь формально упоминаются походы в католическую церковь на Пасху) как, допустим, есть это у Достоевского и в литературе 19 века, но идея совести осталась. И этим роман "Зима тревоги нашей" очень похож на "Преступление и наказание".
Мало того, тема морали в поступках рассмотрена в двух поколениях. Сын Итана прямо говорит, что ради достижения цели все средства хороши. И тут же иллюстрирует эту мысль.
Интересно и то, зачем Итан пошел на неблаговидные поступки. Читала в отзывах, мол, из-за денег. Неправда. В самом начале он размышляет об этом. И приходит к мысли, что разбогатеть он не хочет. Что же он сам-то хочет? Такое ощущение, что и сам не знает, он инфантилен, плывет по течению и его лично все, в общем, устраивает.
Но все подталкивают героя именно к этому, к получению и накоплению богатств - жена, дети, знакомые, да все. Плюс утраченное положение в обществе, честолюбие. Думаю, в этом все дело.
Итан долго колеблется, но, наконец, принимает решение, и совершает парочку неблаговидных поступков. На преступление с точки зрения закона они вряд ли тянут, но вот в плане морали и совести...
А дальше следует наказание. Откуда не ждали. Опять же - со стороны совести.
Роман нельзя назвать динамичным. Событий мало, зато их много во внутренней жизни героя. Так что книгу по праву можно назвать классикой. Что ни страница - хочется процитировать. Да и понимают ее совершенно по-разному, как я убедилась, читая отзывы. Не поверите, но и на этот случай в романе есть такие строки:
Рассказчик всегда должен помнить о том, кто его услышит или прочтет, ведь у сказки столько толкований, сколько и читателей.
Читали? Если нет, очень рекомендую. Пожалуй, лучший роман, прочитанный мной за последние лет пять.