Найти в Дзене
Материк книг

"Острие бритвы" Моэма. Роман о выборе Пути

"Трудно пройти по острию бритвы; так же труден, говорят мудрецы, путь, ведущий к Спасению". Такой эпиграф из Катха-упанишады предваряет роман Моэма. Но касается все это лишь одного героя. Может показаться, что писатель противопоставляет его выбор жизненного пути другому, традиционному. Но я в этом не уверена. Сюжет Как такого сюжета, можно сказать, и нет. Он "беден" по выражению самого писателя. Книга, скорее, анализ, размышление, история жизни нескольких людей. Моэм в книге появляется под своим именем. Он - сторонний наблюдатель, собеседник героев. Их не так много и каждый - типичный представитель общества, в котором вращается: Эллиот. Американец, жизнь положивший на то, чтобы войти в аристократические круги Франции и Англии. Он американец из состоятельной семьи. Но в Европе на таких смотрят свысока. Эллиот сумел добиться расположения влиятельных особ и стал вхож в "лучшие дома". Его жизнь - череда вечеринок, приемов, светских сплетен. Американская хватка позволяет ему оставаться на
Оглавление

"Трудно пройти по острию бритвы; так же труден, говорят мудрецы, путь, ведущий к Спасению". Такой эпиграф из Катха-упанишады предваряет роман Моэма. Но касается все это лишь одного героя. Может показаться, что писатель противопоставляет его выбор жизненного пути другому, традиционному. Но я в этом не уверена.

Сюжет

Как такого сюжета, можно сказать, и нет. Он "беден" по выражению самого писателя. Книга, скорее, анализ, размышление, история жизни нескольких людей.

Моэм в книге появляется под своим именем. Он - сторонний наблюдатель, собеседник героев. Их не так много и каждый - типичный представитель общества, в котором вращается:

Эллиот. Американец, жизнь положивший на то, чтобы войти в аристократические круги Франции и Англии. Он американец из состоятельной семьи. Но в Европе на таких смотрят свысока. Эллиот сумел добиться расположения влиятельных особ и стал вхож в "лучшие дома". Его жизнь - череда вечеринок, приемов, светских сплетен. Американская хватка позволяет ему оставаться на плаву, удачно проворачивая сделки с продажей предметов искусства.

Изабелла. Племянница Эллиота. Девушка на выданье (в начале романа), привыкшая к богатству, поклонникам, ведущая праздную и приятную жизнь. Собирается замуж за Ларри, которого знает с детства.

Ларри. Молодой человек, побывавший на войне. Это сломило его психологически. Выражается в том, что он не хочет работать, делать карьеру, живет на небольшое состояние, которое тает, и бездельничает. Помолвлен с Изабеллой, но ее родственники ставят условие - Ларри должен найти работу.

Экранизация 1984 г.
Экранизация 1984 г.

Грэй. Друг Ларри, влюбленный в Изабеллу. Из богатой семьи. Отец уже приготовил для него "тепленькое местечко". С ним можно не волноваться о будущем.

Вот такие исходные данные. Как в театре действующие лица) Но, на самом деле, роман построен далеко не как пьеса. События не всегда линейны, а цель Моэма - передать характеры и развитие.

Характеры

В итоге, если не вдаваться в подробности и не пересказывать сюжет, можно сказать так. Изабелла, Грэй и Эллиот - типичные представители богачей. Они купаются в деньгах и знают, как их делать, уважают связи. Эллиот еще и не прочь потешить самолюбие знакомством с аристократами. Читать о них интересно. Моэм знает, как рассказывать нескучно.

Им противопоставлен Ларри, который ищет свой путь, смысл жизни. Изучает философию, скитается по свету. Никто не понимает, чего он хочет и к чему идет. На самом деле и читателю понять это сложно. Но если почитать, о чем суть Катха-упанишады, то туман несколько рассеивается:

В основе сюжета — разговор бога смерти Ямы с брахманом Начикетом. Бог смерти рассказывает Начикету об учении, которое может спасти от смерти. В итоге их диалог касается:
темы перерождения;
темы наличия у человека души;
учения, которое помогает избежать страха смерти;
практики, исходящие из этого учения (контроль эмоций).

Вот такую сложную философскую тему берет Моэм и помещает в светские салоны. Одно мне было непонятно - почему Ларри периодически возвращается "в свет". Он пробует разные религии, путешествует по Индии, но с упорством возвращается в Париж. А затем и вовсе собирается в Америку.

Нашел ли он ответы на свои вопросы? Его жизнь - это путь? Все же не слишком прописан герой, как мне показалось. Когда человека настолько занимают подобные вопросы, ему уже неинтересно появляться в гостиной у таких людей как Изабелла и Грэй.

Отдельного внимания заслуживает тема "Ларри и женщины" и его самый крупный проект - спасения падшей Софи. Мне кажется, здесь особенно видно влияние на Моэма русской классики, особенно Достоевского, которого он высоко оценивал.

Еще меня удивило то, что речь в романе идет о времени между двумя мировыми войнами (30-е годы), а сама книга вышла в 1944 г., но по стилю и духу - это какой-то XIX век. Какие-то бесконечные принцы, князья, графы, выгодные браки. Как это сильно отличается от того, что в то время происходило у нас! Но читать интересно.

Читали? Что скажете?