О том, какой вред наносят детской психике наказания ремнём и углом, мы рассказывали в этой статье. А сегодня поговорим о том, как правильно договариваться с детьми и какие меры дисциплинарного воздействия есть, чтобы не унизить достоинства малыша, сохранить свои нервы и сделать так, чтобы чадо усвоило урок по-настоящему.
Три главных нюанса, которые должен знать каждый родитель
Один самый главный момент: ребёнок до трёх лет очень плохо понимает причинно-следственные связи. Что-то он в состоянии осмыслить и сопоставить, а что-то – нет. И наша задача – ему помочь в этом.
Второй момент – ребёнок в момент плача и истерики наиболее уязвим. В этот момент нужно помнить одно правило: как бы у вас не болела голова, не дёргался глаз и не дрожали бы руки, малышу намного хуже. Потому что его нервная система пока не умеет тормозить себя сама. Он бы и рад не орать, но он не знает, как остановиться и что делать. Это нам понятно, как надо успокаиваться – ввиду огромного жизненного багажа и богатого эмоционального опыта, а у детей такого запаса знаний попросту нет.
Третий момент, от которого мы тоже будем отталкиваться, – слово “наказывать” – от “наказ” – то есть “наставление” в широком смысле. Иными словами, задача “наказания” – помочь понять, что такое хорошо, что такое плохо. То есть мы даём ребёнку помощь в осознании того, где и какой проступок он совершил, и в то же время подсказываем – каким должно быть желательное поведение.
Ребёнок равно собака?
Сейчас модно сравнивать воспитательные методы для детей с дрессурой собак. Мол, техника и принципы те же самые. В соцсетях уже гуляет множество постов на эту тему. Вообще, дрессура – “это комплекс обучающих действий над животными, предпринимаемых для выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков”, – говорят кинологи.
Кому-то кажется, что это одно и то же, что с детьми это работает точно так же. Но в итоге получается, что родители вырабатывают рефлексы у собственных детей, которые начинают мыслить так: “Вот я уберусь в комнате, мне дадут конфетку, а если не наведу порядок, то дадут ремня”. Но в этом случае нет самого главного – ребёнок не понимает, зачем эта уборка вообще нужна. Для питомца такое осознание, допустим, не нужно. Но человек – это более сложная и многогранная “композиция”.
Психологи объясняют любовь к собачьим методам воспитания так: авторитет – это зона комфорта для родителя. По-другому он не умеет. И привык в своей жизни подчиняться другим авторитетам. А ещё – это недостаток информации о психологии детей. Некоторые родители не обладают достаточными знаниями о развитии и психологии детей, и поэтому они обращаются к методам, которые им кажутся простыми и эффективными.
“Надо понимать, что, уделяя ребенку время, мы инвестируем в его осознанность., – объясняет Александр Копытько, специалист-полиграфолог и психолог. – Если мы только и делаем, что раздаем тумаки и затрещины, кричим и грозим ремнем, ребенок будет расти с мыслью «только бы родители не узнали». Его главными качествами станут скрытность, озлобленность, желание избежать ответственности и обмануть”.
Когда мы говорим о том, что ребёнка можно “выдрессировать как собаку”, потому что некоторые принципы действительно схожи, то мы забываем главное – дрессура не предполагает воспитания как такового. А наша задача – именно воспитать человека и научить его жить в обществе самостоятельно.
Метод кнута и пряника работает слабо, но есть альтернативы
Итак, отталкиваемся в воспитании от трёх вышеназванных в самом начале статьи принципов. И помним о том, что каждая ситуация требует отдельного разбора. Но есть несколько универсальных методов, которые помогут малышу успокоиться и подтолкнут его к осознанности.
Тайм-аут. Можно пробовать с 1,5 лет. Эта более щадящая версия “угла”. Нежелательное поведение малыша можно пресечь следующим образом: родитель сперва выносит ему предупреждение, а затем отправляет ребёнка “отдохнуть” в специально отведенное для этого место. А теперь внимание: лучше всего, чтобы это был либо диван в детской, либо стульчик в одной комнате с родителями. Ни в коем случае, не изолированный угол и не лицом в стену.
Главная цель такого метода не в самом наказании, а в том, чтобы отвлечь малыша от нежелательных действий и помочь ему успокоиться. Кстати, лимит нахождения в тайм-ауте ограничен. Возьмите полный возраст ребёнка, затем отнимите 1. И получите время, которое можно использовать для тайм-аута. Для трёхлетки, к примеру, это две минуты.
Тайм-ин. В любом возрасте (такое нужно даже взрослым). Похожий метод, который надо применить, когда у ребёнка истерика или он рыдает взахлёб. Ребёнка не отсаживают отдельно, а находятся с ним рядом, стараются озвучить эмоции (“тебе обидно”, “ты расстроился”), успокаивают. Когда малыш чуть утихнет, можно предложить чай и проговорить мягко всю ситуацию – что случилось, что взволновало, как реагировать правильно.
Игнорирование мелких проблем. Для детей от 1,5 лет до 4-х лет. Те дети, которые хотят получить родительское внимание здесь и сейчас, могут попытаться его “вызвать” своими проделками. Запаситесь терпением. Если в проделках нет ничего критического, то не обращайте внимания (а с беспорядком потом разберётесь, это не смертельно).
Как правило, у спектакля должен быть зритель. И если никакой реакции на мелкие проделки вашего малыша нет, то ему станет скучно, и он переключится на то, что ему действительно интересно – например, поиграет.
Последствия. Метод подходит для детей от 3 лет. Если ребёнок взял телефон без спроса, надо это озвучить малышу и после – забрать гаджет. Если не убрал игрушки – то игрушки отправляются “под замок” на определённое время.
А для детей от 1,5 лет подойдет такой метод, но в другой форме. Ребёнок взял кружку и держит её неровно. Вы предупреждаете: “Сейчас прольёшь!”, ребёнок не слушает и, как правило, действительно проливает. Последствия – мокрая футболка и липкие руки. Малыш уже в том возрасте, когда мокрые вещи причиняют ощутимый дискомфорт. И урок усваивается быстрее.
Ограничения. Для детей от 4-х лет. В этом возрасте он может хорошо сопоставить, что его проступок привёл к определённым последствиям. Например, он намеренно сделал что-то нехорошее. Вводим метод ограничений на просмотр мультфильмов или на какие-то вкусняшки. Но есть следующие принципы – больше чем на сутки ограничивать бессмысленно. Дети легко переключаются, а специально, в течении нескольких недель, не стоит напоминать ему об одном и том же проступке. Достаточно суток. Если проступок повторится – то и ограничения повторятся. Так малыш быстрее поймёт взаимосвязь между первым и вторым.
Отстраниться. Для детей от 1 года до 4-х лет. Если ребёнок бьет родителей, самым лучшим способом будет следующий. Скажите: “Мне не нравится” или “Мне больно” или “Маму бить нельзя”. Если малыш снова бьёт, обозначайте: “Если ты снова ударишь, я уйду в комнату (на кухню)”. Если ребёнок смеётся и снова замахивается, резюмируйте: “Раз ты меня бьешь, играй пока один”. И уходите в другую комнату, занимайтесь своими делами. Важно помнить, если ребёнок к вам тут же подбежал и обнял, не отталкивайте. Наоборот, тоже обнимите, так вы покажите, что, во-первых, вот какое поведение желательно, а, во-вторых, вы не оставили малыша без поддержки.
Время. Для малышей от 4-х лет. За проступок – сокращаете время весёлого бодрствования. Например, отбой в 22.00. А если ребёнок вёл себя из рук вон плохо, отбой наступает раньше – в 21.30. Игрушки убираем, телевизор выключаем, а малыша отправляем в детскую – в свою кроватку. Даже если не уснёт, побыть без шума и мультиков перед сном очень полезно.
Вместо послесловия
Два важных правила, которые надо знать обязательно: первое, обязательно обозначайте границы для малышей. Чем старше ребёнок, тем быстрее он поймёт. Например, за неубранные игрушки – “наказываем” временем. Но об этом правиле лучше рассказать заранее, потому что, если вы неожиданно и без предупреждения вводите мгновенную санкцию, малыш, скорее всего, не поймёт и встретит это нововведение капризом и слезами. Обязательно проговаривайте.
Второе, наказания нельзя осуществлять через жизненно-важные вещи – еду, поддержку, прогулки. Ни в коем случае не надо лишать малыша завтрака-обеда-ужина, прогулок (да, это очень важно) и объятий.