Адриан (76–138 гг. н.э.) был римским императором, известным своими военными компаниями, покровительством культуры и архитектурными достижениями. Он правил со 117 по 138 год н.э. Можно сказать, что император стремился к консолидации провинций и защите границ огромной Римской империи.
Иудея была одной из таких провинций, пережившей один из наиболее драматичных эпизодов при Адриане. Объявивший себя мессией и царем израильтянин Бар-Кохба бросил вызов императору в Третьей и последней римско-иудейской войне.
I. Хороший император.
Правление римского императора Адриана оказало неизгладимое влияние на Римскую империю. Он входит в список “пяти хороших императоров” Рима. Император Адриан наиболее известен своими литературными занятиями, масштабными строительными проектами по всей Римской империи. Адриан много путешествовал, улучшал оборону империи и продвигал римскую культуру. Он инициировал заметные строительные проекты – стройки своего века. Для понимания фигуры Адриана хотя бы кратко необходимо перечислить его деяния в качестве правителя империи.
Адриан стал императором в 117 году н.э., сменив Траяна. На золотой монете, отчеканенной в честь этого события, изображен Траян, вручающий Адриану земной шар, что означает передачу власти над миром.
Список деяний Адриана обширен. Прежде всего вспоминается знаменитая Адрианова стена на севере Британии - монументальное оборонительное укрепление простиралось через самую северную границу Римской империи в Британии, примерно на 117 километров от побережья до побережья для обозначения границы и защиты от вторжений с севера. Строительство стены продемонстрировало военную мощь империи и ее стремление сохранить контроль над регионом.
В Риме Адриан хотел создать грандиозный архитектурный шедевр и для достижения этой цели заказал реконструкцию Пантеона, первоначально построенного во времена правления Августа. Результатом стало потрясающее сооружение, известное своим культовым куполом, который остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире. Реконструкция Адриана превратила Пантеон в символ римского архитектурного совершенства и свидетельство величия империи.
Адриан также инициировал строительство храма Венеры и Ромы в Риме, одного из величайших храмов древнего мира. Храм был посвящен богиням - Венере, богини любови, и Роме, олицетворяющей город Рим. Он располагался недалеко от Колизея и занимал значительную площадь римского форума. Храм представлял собой впечатляющее сооружение, демонстрирующее приверженность Адриана архитектурному совершенству и прославлению божественной и имперской идентичности Рима. Строительство храма было свидетельством религиозной преданности Адриана и его стремления почтить римские божества, связанные с величием Рима.
Но не только культовыми сооружениями интересовался император. Адриан очень интересовался развитием инфраструктуры империи. Он приказал построить множество мостов по всей Римской империи. Эти мосты сыграли жизненно важную роль в сообщении между регионами, в развитии торговли и обеспечении эффективного перемещения войск.
Ярким примером является мост Алькантара в Испании, который перекинулся через реку Тежу и до сих пор представляет собой впечатляющее инженерное достижение. Акцент Адриана на строительстве мостов продемонстрировал его стремление улучшить связь и связь внутри империи.
Адриан искренне любил бывать в путешествиях. Его путешествия приводили его в различные провинции, что позволяло Адриану лично инспектировать и управлять регионами, находившимися под контролем Рима. Поездки Адриана были не просто церемониальными событиями. Он активно взаимодействовал с местными лидерами, военачальниками и гражданами, получая из первых рук знания о разнообразных культурах империи и решая местные проблемы. Его путешествия позволили ему установить и укрепить дипломатические связи, улучшить военную оборону и продвигать римскую культуру и архитектуру на обширных территориях, находящихся под его властью.
Император Адриан был известным покровителем искусств и культуры. Он активно поддерживал поэтов, философов, архитекторов и других интеллектуалов своего времени. Покровительство Адриана способствовало созданию яркой культурной атмосферы внутри империи, способствуя развитию литературы, философии и художественного самовыражения. При его поддержке процветали такие поэты, как Флор и Силий Италик, а такие философы, как Эпиктет и Фаворин, снискали благосклонность при его дворе. Покровительство Адриана сыграло решающую роль в сохранении и развитии римской культуры и популяризации интеллектуальных занятий, открытию библиотек и т.д.
Во время своего правления император Адриан также провел и значительные правовые реформы, направленные на улучшение и совершенствование римской правовой системы. Он работал над кодификацией существующих законов, делая их более доступными и последовательными на всей территории империи.
Отметим отдельно Адриан стремился расширить права рабов внутри империи и защитить их от злоупотреблений со стороны владельцев. Он также стремился обеспечить справедливое обращение и справедливость для всех граждан, решая проблемы коррупции и предвзятости в правовой системе. Эти реформы помогли укрепить чувство справедливости и стабильности в римском обществе.
Император Адриан провел административные реформы, направленные на улучшение управления и снижение коррупции в Римской империи. Он стремился рационализировать бюрократические процессы, сделав их более эффективными и подотчетными. Адриан установил четкие протоколы принятия административных решений, которые включали оценку губернаторов провинций и должностных лиц на основе их работы и соблюдения римского права. Его реформы были направлены на создание более эффективной и справедливой имперской администрации, обеспечивающей лучшее управление и справедливое обращение с гражданами империи.
Адриан во время своего правления внес несколько изменений в римскую монетную систему. Он стремился стандартизировать вид и состав монет, обеспечив большую однородность и стабильность денежной системы. Его монетные реформы помогли укрепить экономическую стабильность и целостность римской валюты, облегчив торговлю и коммерцию по всей империи.
Итак, эти вкратце упомянутые деяния римского императора Адриана вероятно стоит не забывать, чтобы понимать, какого рода фигура стояла во главе Римской империи, когда в Иудее вспыхнуло третье восстание против римского диктата.
II. Столкновение миров.
Последнее для римлян еврейское восстание случилось в 132–135 гг. н. э. - спустя шестьдесят лет после разрушения второго храма под предводительством Тита. Вошедшее в историю как Восстание Бар-Кохбы возглавил некто Шимон (Симон) Бар-Косиба.
Поводом для восстания Бар-Кохбы стал план императора Адриана построить настоящий римский город на руинах Иерусалима. Дело в том, что после разрушения в 70 году н.э. город не восстанавливали. Это было своего рода типичная практика римлян. Так в предыдущие века Карфаген был разрушен. Прошли годы, прежде чем было разрешено повторное заселение этого места. Похожая судьба постигла Коринф.
В 130 году н.э. Адриан посетил Иудею по пути в Египет и объявил о своем решении стереть память об Израиле и боге Иегове, сделать его римским городом в свою честь. Таковы были результаты первого и последнего визита римского императора в Иерусалим – единственно в истории императора, побывавшего в этом древнем городе. Адриан переименовал Иерусалим в Элию Капитолину. Элия происходит от фамилии Адриана Элий, а Капитолина относится к культу капитолийской триады в Риме (Юпитер, Юнона и Минерва).
Адриан воздвиг на Храмовой горе храм римского бога Юпитера. Ранее он аналогичным образом построил знаменитый храм Юпитера Олимпийского в Афинах. Также Адриан также воздвиг памятник, служивший своему собственному прославлению. Фигуру в виде конной статуи император повелел установить на святая святых для евреев – месте разрушенного еврейского храма.
Адриан построил над местом, считавшимся христианами гробницей Христа, храм Венеры - «богини любви». Поскольку это произошло всего лишь примерно через 40 лет после смерти апостола Иоанна, кажется очевидным, что место первоначальной гробницы тогда вполне было известно и скорее всего не было случайно выбрано. (Около двухсот лет спустя император Константин разрушил языческий капище и построил на том же месте храм Гроба Господня. Поэтому считается, что нынешний храм расположен на месте захоронения Христа.
Так император боролся с верованиями иудеев, насаждая культ римских богов. И делал он это со всею искренностью. Необходимо еще вскользь вспомнить о том, какого рода фигурой был сам император. Адриан страстно увлекался греческой литературой и культурой, за что получил прозвище “Грек” (грек). Но литературными трудами он не ограничивался.
Надо отметить, император Адриан любил участвовать в оргиях на идолопоклоннических праздниках и был по-настоящему вовлечен в разного рода оккультные церемонии. Раз он отправился в Грецию, чтобы получить посвящение в тайные Элевсинские мистерии, которые должны были якобы принести великое благословение императору и «обеспечить благополучное посмертное будущее» Адриану.
Мистерии были основаны на мифе о смерти и возрождении Персефоны, дочери богини плодородия Деметры. Действо началось с принесения в жертву Деметре свиньи. Во время последовавших церемоний толпа посвященных танцевала «в состоянии эйфории». Далее действо проходило в сумрачном храме без оконных проемов под названием Телестерион, в “зале тайн”. К финалу распахивались врата и солнечные лучи знаменовали новое рождение и вход в духовную мудрость. Эти древние языческие мистерии были доступны только избранным посвященным, которые клялись хранить подробности в вечной тайне под страхом смерти.
Император был женат. Его жену звали Вибия Собина, от которой у Адриана не появиться отпрысков. По разным свидетельствам Адриан то ли уважительно относился к ней, то ли наоборот относился более как к рабыне. Известный факт, что Адриан, как и Троян испытывал влечения к мужчинам. Точнее император жил с молодым мужчиной по имени Антиной. Во время своих путешествий по империи в сопровождении Антиноя император бывало посещал идолопоклоннические оргии, к примеру, в Беотии в Греции.
Адриан искренне переживал утрату красавца Антиноя, который при подозрительных обстоятельствах утонул в реке Нил во время визита Адриана в Египет (после того, как император покинул Иудею). Адриан не смог смириться со смертью Антиноя и основал культ обожествления своего умершего возлюблено подобно богу, воздвигая ему статуи по всей империи. В честь самого Адриана в Кесарии и Тиберии были построены святыни.
Адриан построил один из крупнейших и наиболее сложных частных дворцовых комплексов в истории. Вилла площадью 250 акров, расположенная в Тибуре, недалеко от Рима, могла вместить 2000 гостей и обслуживающего персонала. Вилла была красочным шедевром своего времени, украшенным фресками и мрамором всех оттенков. Пол покрывала яркая мозаика. Множественные статуи были раскрашены в яркие цвета. Здания были построены из редчайшего и красивого мрамора и дерева. Вода текла по всей огромной территории виллы, на которой встречались фонтаны и шлюзы. К вилле можно было добраться по 250-метровой дороге для колесниц, окаймленной террасой с колоннадой.
Возведенная императором личная вилла недалеко от Тиволи, представляла собой обширный комплекс дворцов, садов и различных архитектурных сооружений. Она занимала площадь более 300 акров и включала в себя элементы, вдохновленные путешествиями Адриана в разные регионы империи.
В постройках он продемонстрировал использования различных архитектурных стилей. В комплекс входили жилые дома, термальные ванны, театр, библиотеки, храмы и искусственные озера – в этой архитектурной эклектике ощущалось греческое, египетское и римское влияние. Вилла Адриана стала свидетельством страсти Адриана к архитектуре и его желания создать рай красоты и спокойствия. Сегодня это один из самых замечательных археологических памятников Италии.
Вилла служила убежищем Адриану от шумного Рима, а также местом, где он мог принимать гостей и заниматься интеллектуальными занятиями. Император был помимо прочего любителем домашних животных. Он построил сложные гробницы для своих лошадей и собак. Когда умер его любимый конь Борисфен, Адриан написал стихотворение в качестве эпитафии по случаю смерти животного.
***
Как же мог столь чувственный император Адриан приказал замучить, убить и жестоко продать в рабство множество людей, таких как более полумиллиона евреев, убитых во время восстания Бар-Кохбы?
В 2014 году Управление древностей Израиля обнаружило фрагмент камня с выгравированной надписью Адриану, выполненной 10-м римским легионом. Он датирован его визитом в 130 году н.э. Примерно в 130–132 гг. Адриан отчеканил монету, на которой изображен он, управляющий упряжкой быков, чтобы вспахать Иерусалим. Надпись гласит: «Colonia Aelia Kapitolina Condita» («основание Colonia Aelia Capitolina»).
Через пару лет после визита Адриана в Иудею и его решения построить Элию Капитолину некто Шимон Бар-Косиба объявил себя мессией, который восстановит храм и царство Израиля. Бар-Косиба был провозглашен сессией выдающимся раввином Акивой бен Йосефом, одним из основных авторов Талмуда. Полагая, что Шимон победит Рим и восстановит храм в Иерусалиме, Акива объявил его Шимоном Бар-Кохбой - “сыном звезды” - имея в виду мессианское пророчество (Числа 24:17): «...восстанет Звезда от Иакова, и восстанет Скипетр от Израиля...»
Бар-Косиба собрал разношерстную еврейскую армию численностью вероятно в 200 000 человек. Для сокрытия своих планов они построили сотни пещерных и туннельных комплексов с вентиляционными шахтами, запасами воды и еды. Археологи нашли более 300 таких мест. Хотя восстание Бар-Кохбы ы было недолгим, оно застало римлян врасплох и имело некоторый успех.
В течение двух с половиной лет иудеи даже заявляли о своей победе и независимости от Рима. Бар-Кохба объявил себя «царем Израиля» (Наси Исраэль) – так он подписывался в письмах. С его именем («Шимон») чеканились монеты, изображающие знаменитый еврейский храм Ирода с четырьмя колоннами и арочной дверью (который был разрушен римлянами 60 годами ранее) и гласящие «за свободу Иерусалима». На монетах были написаны слова «за свободу Иерусалима».
Еще жили евреи, которые видели этот разрушенный второй храм собственными глазами. Конечно евреи надеялись, что вскоре из третьего храма зазвучат звуки труб.
«Сделай себе две серебряные трубы; из целого куска сделай их, чтобы пользоваться ими для созыва собрания и для обхода стана» ( Числа 10:2). Некоторые монеты изображали и серебряные трубы. На других монетах Бар-Кохбы изображалась арфа Давида или лира. На некоторых монетах Бар-Кохбы над храмом была изображена звезда, изображающая пришествие Мессии как «Звезду Иакова».
Однако следует отметить, что, несмотря на почитание Бар-Косибы (именовавшимся Бар-Кохбой) рабби Акивы и его победу над римлянами, Бар-Кохба не пользовался популярностью у всех. Мессия-царь оказался жестоким и хладнокровным человеком. Он, как сообщается, убил своего собственного дядю, заподозрив его в неверности. Бар-Кохба также заставлял молодых людей подняться на восстание, угрожая насилием. По одной из версий, когда молодые люди были в его армии, он потребовал, чтобы они продемонстрировали свою верность, отрубив себе один палец, несмотря на протесты народа и его лидеров.
В христианской истории также говорится, что Бар-Кохба пытал и убивал последователей Иисуса:
«Ибо во время последней еврейской войны Бар-Кочеба, лидер еврейского восстания, распорядился, чтобы христиане подвергались ужасным наказаниям, если они не отрекутся и не будут хулить Иисуса Христа». (Юстин Мученик, цитата Евсевия)
В то бурное время лидер еврейского восстания казнил христиан различными пытками. По этим причинам, а также из-за его мессианских притязаний неудивительно, что Бар-Кохба негативно был воспринят христианами. Евсевий пишет:
“Вождем евреев в это время был человек по имени Бар-Кохеба (что означает звезду), имевший характер грабителя и убийцы, но тем не менее, опираясь на свое имя, хвастался перед ними, как будто они были рабы, что он обладал чудесными способностями; и он притворялся, что он звезда, сошедшая к ним с неба, чтобы озарить их среди их несчастий.”
***
Император Адриан был разгневан восстанием и послал некоторых из своих лучших полководцев (Юлия Севера и Тинея Руфа) с 12 легионами (одна треть римской армии), чтобы подавить его. Фактически, похоже, что Адриан вернулся в Иудею и некоторое время сам руководил кампанией.
В 135 году н.э. восстание царя и мессии Бар-Кохбы было подавлено. Оно закончилось падением крепости Бетара (Бейтара), столицы еврейских повстанцев. Последней, способной противостоять легионам. Он находился примерно в семи милях к юго-западу от Иерусалима. Римские легионы осадили город и построили вокруг укрепления, чтобы заманить в ловушку защитников.
Тысячи евреев в Бетаре были убиты. Римляне не разрешали хоронить тела в течение шести дней. В ходе археологических раскопок были обнаружены остатки оборонительной куртины и девяти башен, римские лагеря, каменная кладка, наконечники стрел и латинская надпись, описывающая участие в осаде двух легионов: V Македонского и XI Клавдия.
Во время и после восстания были убиты сотни тысяч евреев. Римский историк Кассий Дион назвал цифру 580 000. Если это и кажется преувеличением, то в любом случае количество жертв было велико. Многие иудеи умерли от голода. Десятки тысяч были проданы в рабство и увезены в другие страны. Евреев было так много продано в рабство, что цена раба была равна цене дневного запаса сена для лошади.
Иудея была превращена в руины – примерно 50 укрепленных городов и около 1000 деревень были разрушены. Адриан казнил большинство лидеров Синедриона и ученых Торы, в том числе раввина Акиву, самого известного сторонника Шимона Бар-Косибы. По словам историка Евсевия, с Акивы содрали кожу заживо.
Адриан пытался стереть саму память об Израиле. Он издал указы против изучения Торы, владения Писанием, соблюдения субботы, обрезания и поклонения в синагоге. Свитки cвященного Писания были сожжены. Синагоги были разрушены. Евреям было запрещено посещать Иерусалим, кроме одного раза в год в день разрушения Храма.
Именно тогда помимо переименования Иерусалима, Адриан переименовал землю Иудеи в Сирию Палестину.
Адриан был настолько воодушевлен разрушением Иудеи, что наградил Северуса и двух других полководцев высшей военной наградой Рима.
Для евреев, переживших все эти ужасы, вчерашний “мессия” и “царь” Бар-Кохба запомнился отнюдь не в столь восторженных эпитетах. Из-за последствий великой и опустошительной расплаты идеи в еврейских писаниях и традициях в место того, чтобы называть Бар-Кохбу мессией, расценили его как обманщика народа и псевдомессию. Ученик рабби Акивы вместо того, чтобы называть его Бар-Кохба, обыграл его первоначальное имя (Бар-Косеба) и назвал его Бар-Козиба - «сын лжи». Это имя, под которым он известен в последующей раввинистической литературе и традициях.
Кроме того, влияние Бар-Кохбы/Козибы с тех пор оставило глубоко скептический и негативный след на еврейских мессианских ожиданиях, как с точки зрения претензий на такое звание, так и с точки зрения принятия таких претензий.
Сам Бар-Кохба не пережил финальных дней восстания. По некоторым свидетельствам Адриану, персонально руководившему взятием города Бетара, военные доставили голову убитого Бар-Кохбы. Император заметил, что голову обвила змея. Адриан сказал:
«Если бы не Бог, который убил его, кто бы смог убить его!?»
Так римский император разделался с “мессией” и “царем Иудеи”. В жизни Адриана война с иудеями была лишь одним из эпизодов защиты и упрочнения интересов Рима. Его биография говорит о том, что Адриан скорее стремился к размытию границ в империи. В насаждении римских законов и римских культов (а где-то в стремлении сочетания традиций с местными) он вероятно видел путь к некоей общности подвластных народов. Категоричный отпор иудеев следовать задуманной Римом схеме ассимиляции скорее всего задел Адриана лично. Гуманист и знаток литературы и трудов философов, превратился в жестокого тирана в случае с непокорным народом. Вероятно, тем объясняется суровость вся последствий для израильтян.
Адриан умер летом 138 года, всего через шесть лет после восстания Бар-Кохбы, после продолжительной и мучительной болезни. Его страдания, вероятно связанные с болезнями сердца, были настолько велики, что он пытался покончить жизнь самоубийством, хотя и безуспешно, и просил усыпить его. Никто не решался пойти на убийство “отца отечества”. Строфы Адриана незадолго до смерти:
Маленькая душа, странствующая, нежная,
гость и спутник тела,
Куда ты теперь отправишься? В места,
которые невнятны, холодны и мрачны,
И ты не будешь шутить, как раньше.
Тело Адриана было похоронено в великолепной гробнице, а фигура кремирована прилюдно и торжественно. Когда разгорелся огонь, был выпущен орел из клетки, что означало, что дух Адриана взлетел сквозь пламя, чтобы присоединиться к бессмертным богам. При его приемнике император Адриан некогда одолевший "мессию", был обожествлен в Риме.