На днях звонила подруга. В истерике. Это ее еще чуть отпустило, и она смогла телефон в руки взять. Что случилось, спрашиваю. Пытались взломать Госуслуги. А что такое Госуслуги? Это возможность украсть не только те деньги, которые у тебя есть, но и те, которых у тебя пока нет. И самое главное — украсть твою личность.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой.
И вот я сижу и думаю. Человечество идет вперед со все новыми и новыми технологиями, а я и такие, как я, идем прямиком в каменный век.
Нет, мы не собираемся рыть ямы на мамонтов и добывать хлеб насущный каменным топором. Речь об уровне знаний.
Я родилась при Брежневе и являюсь практически полностью человеком реала. Люблю бумажные книги, шум листвы и моря, рукоделие, прогулки быстрым шагом. В метро все сидят в соцсетях — я сплю или читаю Агату Кристи. Внук, проснувшись, первым делом хватается за телефон, я вспоминаю о телефоне, только когда он зазвонит или когда мне понадобится позвонить.
Когда в бытность мою в школе завуч сказала: «Зачем детям ваши опыты с йодом и крахмалом, ваши шишки и семена, когда все это можно на экране показать», - я была неприятно поражена.
Что, дети мало времени в цифровом мире проводят? А если они, не потрогав шишку на моем уроке, потом вообще никогда шишку в руки не возьмут? Вы сейчас скажете: «А нафига эта шишка сдалась?» Так дело не в шишке, а в богатстве тактильного опыта. Зачем его искусственно сужать до двух кнопок компьютерной мыши?
Я еще могу понять виртуальную экскурсию по какому-нибудь московскому музею для детей условной Костромы. Да, им проще посмотреть видео, потому что до музея в учебное время не добраться. Но зачем сводить урок химии к электронной игре, в ходе которой нужно сливать жидкости из пробирок, когда ничто не мешает провести опыты при помощи настоящих реагентов в настоящей химической посуде?
При этом я не совсем дремучая в плане цифрового мира. Я быстрее внука нахожу в Интернете нужную информацию, кое-что умею в Photoshop, Excel с формулами, ActiveInspire, могу смонтировать примитивный ролик, пакетно обработать фотографии и сделать интерактивный флипчарт для урока.
Но это, наверное, уже потолок.
А вот для кибермошенников это всего лишь пол. Потому что они знают всегда на корпус (да что там на корпус, на пару парсеков!) впереди таких, как я. И пока я буду разбираться, как работает одна их схема, они уже придумают пару новых.
Вот и получается, что мое поколение в некоторой своей части (и боюсь, что немаленькой) — как в каменном веке. Мы понимаем, как работает обычный карманник или квартирный вор. И мы что делаем? Не открываем на людях кошелек, полный денег, застегиваем карманы, не набираем прилюдно пин-код банковской карточки, ставим квартиру на сигнализацию, не храним в ней много наличности и так далее.
Иными словами, мы можем представить себе методы их работы и превентивно поставить меры защиты.
Но мы не понимаем, как работает кибермошенник. Как он взламывает соцсети, как запускает в наш компьютер программы, ворующие пароли, как подделывает наш голос.
Мы понимаем, как устроена дорожная сеть в городе, знаем правила дорожного движения и поэтому в курсе, из-за какого угла может появиться автомобиль. Знаем, где остановиться и куда посмотреть, чтобы не попасть под него.
Но мы не знаем, откуда ждать очередной пакости от кибермошенников. Совсем как первобытные люди, которые не знали (ведь изначально-то не знали!), из-за какого куста выскочит тигр и какой паук укусит слишком больно.
Мы знаем, как растет трава, как поднимается тесто на хлеб, почему гремит гром, как создается фотография на бумаге в проявителе, но мы не знаем, что происходит в виртуальном мире после того, как мы нажали ту или иную кнопку. Мы не знаем, как работает нейросеть. Мы скоро не сможем выделить что-то настоящее в океане фейков.
Для меня сейчас все, что делают кибермошенники, выглядит как гроза для первобытного человека. Механизм непонятен. А значит, неясно, откуда ждать беды. Уровень знаний, как в каменном веке. И сколько бы я ни пыталась ликвидировать пробелы в знаниях, всегда буду в отстающих.
Поэтому обязательно читаю все статьи на тему: «Как меня пытались развести» и благодарю авторов. Недавно мне позвонили, представились МТС и заявили, что срок действия моего номера истекает через неделю. «Будете продлевать?»
Звучит невинно и даже с заботой. Кто-нибудь наверняка повелся. Я в таких обстоятельствах всегда говорю, что приду лично в офис. Но в этом конкретном случае мне повезло, что буквально за неделю читала о подобном. Причем автор акцентировал внимание на том, что номера телефонов бессрочны. Но все ли старушки об этом знают?
Так вот, про детей и стакан воды. Дети наши и внуки особенно родились в мире, где цифровое медленно и уверенно вытесняет реальное. Они с младых ногтей живут бок о бок с цифровыми технологиями и уже интуитивно понимают, как правильно жить в виртуале.
И если мы, «старики», хотим не просто выжить в этой новой реальности, не просто не потерять сбережения и недвижимость (у кого они есть), но и получать какие-то плюшки от «нового дивного мира», то без помощи детей никак.
И не надо мне стакана воды в старости. До стакана как-нибудь сама дотянусь. А вот чтобы сын или внук вовремя сказали: «Мама (бабушка), тут мошенники придумали новую схему. Выглядит так-то. Не делай того-то» - вот это будет бесценно.
А вы боитесь кибермошенников?