Если вы всё ещё думаете, что бизнес продаётся только потому, что он плохой и нерентабельный — прочитайте этот материал! Это большое заблуждение, и 9 из 10 реальных покупателей подтвердят наши слова. «СОВКОМИНЕВЕСТ» спешит ознакомить вас как с очевидными, так и с довольно редкими причинами продажи бизнеса. Статья написана на основе опыта работы наших брокеров, со всеми ситуациями мы лично сталкивались на практике.
Содержание:
1. Усталость и выгорание
2. Срочно нужны деньги
3. Разногласия владельцев
4. Не оправдались ожидания
5. Все приоритеты — другому бизнесу: реинвестирование
6. Долговые обязательства
7. Переезд собственника
8. Бизнес как непрофильный актив
9. Убыточный бизнес
10. Бизнес, изначально созданный для продажи
1. Усталость и выгорание
Предприниматель может потратить лучшие годы своей жизни на собственный бизнес. Он занимался предприятием с энтузиазмом, интересом. Но энергия не вечна, и у человека просто не остаётся сил. В тот момент, когда так нужны свежие идеи, новые направления развития, а запал пропадает — продажа бизнеса становится неплохим вариантом. Возможно, продавец уйдёт в другую нишу, а бывает, что нажитых средств становится достаточно для дальнейшего безбедного существования. У нас был случай, когда владелец автосервиса просто решил выйти на пенсию.
В данной ситуации новый собственник вдохнёт в предприятие новую жизнь. Можно провести ребрендинг, добавить новые услуги, поменять маркетинговую стратегию — максимально освежить бизнес.
2. Срочно нужны деньги
При острой необходимости в денежных средствах предприниматель может отказаться от бизнеса в любой момент, если это единственное, что он может продать. Деньги могут потребоваться на что угодно: при проблемах со здоровьем, срочной необходимости купить жильё, когда нужно расплатиться по долговым обязательствам. Нередко в таких ситуациях готовый бизнес можно купить весьма удачно и по привлекательной цене. Мы сталкивались даже с ситуациями, когда успешное предприятие продавалось на 1 млн рублей дешевле себестоимости. Разумеется, такая цена вызывает недоверие, есть много рисков, но брокер обеспечит полную проверку. Сделка защищается договором купли-продажи, в котором чётко прописаны все условия.
3. Разногласия владельцев
Здесь мы начнём сразу с примеров:
- Собственники не могут договориться о планах дальнейшего развития: один хочет развивать кухню, другой — кальянную зону, третий — собственную службу доставки;
- Владельцы — семейная пара, для которой бизнес стал лишним поводом для разногласий, ведущих к разрушению отношений;
- Один из собственников решает выйти из бизнеса, другие — не знают, что с ним делать дальше.
В результате единственным разумным решением становится продажа готового бизнеса. Иногда покупателю есть смысл рассматривать покупку доли, если удаётся найти общие интересы с главным собственником.
4. Не оправдались ожидания
Создавая бизнес с должным энтузиазмом, собственник рассчитывал на лёгкие деньги. Но все мы знаем, что предприятию на старте нужно уделять много времени, минимум стандартный рабочий день. Владелец вышел на определённую прибыль, она показалась ему маленькой, как улучшить показатели — он не знает. В итоге готовый бизнес продаётся.
5. Все приоритеты — другому бизнесу: реинвестирование
У собственника может быть другой проект, который развивается параллельно. При расстановке приоритетов возникает дилемма, в погоне за двумя и более зайцами приходится делать выбор. Такое бывает не только у индивидуальных предпринимателей, но и у крупных компаний, работающих в нескольких направлениях.
Приведём пример: у собственника есть своя пиццерия и автосервис, на два бизнеса сложно найти время и силы. Поэтому он выбирает тот, который, по его мнению, принесёт больше прибыли при дополнительных инвестициях. Энергия будет целиком направлена в нужное русло.
6. Долговые обязательства
Сейчас мы говорим не про бизнес с обременениями (которые всегда вскрываются при юридической проверке). Речь про личный кредит собственника, который брался на создание или развитие бизнеса. Владелец просто «не потянул» предприятие, неправильно рассчитав финансовую модель. В результате он остался должен банку, инвестору или просто знакомому, у которого занимал деньги. В таких случаях часто продаётся абсолютно рентабельный готовый бизнес с «чистой» историей и бухгалтерией.
7. Переезд собственника
Если готовый бизнес продаётся по причине переезда собственника в другой город или даже страну — покупка может быть очень выгодной. С одной стороны, покупатель рискует, и мы понимаем его опасения. С другой — это действительно одна из самых частых причин продажи, и в этом нет ничего страшного. Ведь собственнику будет очень трудно управлять предприятием из другого города. Найти управленца, которому доверяешь как себе — сложно. А при переезде в другую страну на постоянное место жительства — даже не очень целесообразно. Кстати, причины переехать бывают самые разные: заболел ребёнок, нужен другой климат по состоянию здоровья, мечта переехать на ПМЖ за границу.
Жители городов-миллионников часто продают бизнес даже при переезде в другой район. Пример: у человека свой автосервис в 5 минутах от дома, и он работает в таком режиме 15 лет. Переехав на другой конец города, он вынужден тратить на дорогу до 4 часов в день, что превращает его жизнь в одну большую пробку. Ему выгоднее продать автосервис и открыть новый — так же, недалеко от дома. В данном случае он тоже, как и вы, может стать покупателем готового бизнеса.
8. Бизнес как непрофильный актив
Ситуация может возникнуть с юридическими лицами: бизнес достаётся компании как дополнение при какой-либо крупной сделке. Часто его отдают как компенсацию за долги. Для руководства предприятие становится просто обузой, и от него спешат избавиться, чтобы направить вырученные средства на более приоритетные задачи. Готовый бизнес вполне может быть прибыльным, а его приобретение — удачным.
9. Убыточный бизнес
Возможно, вы скажете, что покупка убыточного бизнеса — это абсурд, но мы уже развеяли этот миф и посвятили этому вопросу отдельную статью, которую опубликуем в нашем блоге. Здесь нужно копать глубже и понять, почему предприятие несёт эти самые убытки.
Возможно, владелец готового бизнеса не уделяет должное внимание своему делу и пустил всё на самотёк? А как вам ситуация, когда на месте убыточного цветочного магазина в месте с высоким пешеходным трафиком грамотный предприниматель открывает шаверму или кофе с собой, выходя на отличные финансовые показатели? Брокер не будет предлагать покупку бизнеса, с которым нельзя ничего делать даже при смене ниши: например, с абсолютно невыгодным местоположением и огромным списком технических нарушений. А вот на предприятия со скрытым потенциалом у нас чутьё!
10. Бизнес, изначально созданный для продажи
Представьте, что вы купили старенькую разваленную «Чайку» или «Волгу» за какие-то копейки. Отреставрировали её, привели в порядок и продали за круглую сумму коллекционеру, т. к. вам она больше не интересна. Так же и с готовым бизнесом: крупные и опытные игроки на рынке могут получить от 20% до 100% от размера изначальных вложений. Логично, что они в плюсе, но что же покупатель, спросите вы? А новый владелец получает грамотно построенный бизнес, полностью функционирующее предприятие, приносящее прибыль. Сможет ли покупатель выйти на лучшие показатели доходности? Это зависит от опыта и, главное, правильно выбранной ниши.
Подведём итоги
Мы тоже читаем материалы в интернете и постоянно натыкаемся на мнение: «хороший бизнес никто продавать не будет». Но нужно понимать, что это пишут, как правило, дилетанты, которые вообще не имеют опыта в бизнесе. Они мечтают получать много денег, но не готовы рисковать и брать на себя ответственность. Ведь логично, что если брокерская контора успешно существует — значит бизнес отлично покупается и продаётся?
Статистика продаж говорит о заинтересованности продавцов и покупателей готового бизнеса. А успешные кейсы подтверждают выгодность сделок и бурное развитие предпринимательства!