Всем привет. В этой статье я расскажу, как работает простая защита от короткого замыкания основанную на реле. Многие самодельные блоки питания или зарядные устройства имеют такой недостаток, как отсутствие защиты от переполюсовки питания и короткого замыкания. Даже опытный человек может перепутать полярность питания. И есть большая вероятность что после этого зарядное устройство выйдет из строя.
Эта схема защиты зарядных устройств и блоков питания наиболее простая и отличается от аналогичных тем, что в ней не используются никакие транзисторы или микросхемы. Схема состоит из реле и диодной развязки.
Работает защита от короткого замыкания следующим образом
Минус в схеме общий, поэтому будем рассматривать плюсовую цепь. Если на вход не подключен аккумулятор, то реле находится в разомкнутом состоянии. При подключении аккумулятора плюс поступает через диод VD1 на обмотку реле, вследствие чего контакт реле замыкается, и основной ток заряда протекает на аккумулятор.
Одновременно загорается зеленый светодиодный индикатор, свидетельствуя о том, что подключение правильное
Защита от короткого замыкания работает
Если перепутать полярность подключения, то диод VD1 окажется заперт и на обмотку реле не поступит питание. Реле не сработает. В этом случае загорится красный светодиод, который подключен анодом к минусу. Он будет свидетельствовать о том, что нарушена полярность подключения аккумулятора.
Так же в схему можно добавить диод VD2, например 1N4007, который защищает цепь от самоиндукции, при отключении реле
И добавить дополнительную кнопку, если подключить к зарядному устройству разряженный аккумулятор, ниже 8 вольт, то схема защиты не запустится, и тогда ее нужно запустить кнопкой, имитируя срабатывание контактной группы. Но нужно помнить, что при включенной кнопке не работает защита от переполюсовки.
Еще можно добавить зуммер, что бы при неправильном подключении издавался звуковой сигнал
Где можно использовать такую схему
Такую защиту можно поставить в зарядное устройство автомобильного аккумулятора, для защиты от переполюсовки, реле подойдет на 12 В. Допустимый ток реле зависит только от мощности зарядника. В среднем стоит использовать реле на 15-20 А. Например автомобильное реле.
На этом все, обязательно напишите ваши комментарии. До новых встреч на страницах моего сайта.