Найти тему
Сириус Журнал

Чтобы строить дороги на Луне, понадобится большая лупа

Машины на Луне уже есть, осталось построить дороги Фото: © AP / ТАСС
Машины на Луне уже есть, осталось построить дороги Фото: © AP / ТАСС

У людей на Луну большие планы. Во-первых, она источник многих редких полезных ископаемых. Во-вторых, ее рассматривают как летающий космодром, с которого из-за небольшой (по сравнению с Землей) гравитации и отсутствия атмосферы проще отправлять корабли к другим планетам. Вот почему на Луне нужны дороги, и ученые уже придумали, как их там строить.

За строительным материалом для лунных трасс далеко ходить не надо — это пыль, которая покрывает поверхность спутника Земли плотным слоем. Если корабль будет взлетать и садиться там же, где разместят базу, поднявшаяся пыль может повредить ее оборудование. Вот почему целесообразно расположить эту площадку на расстоянии и проложить к ней путь.

Европейские инженеры предлагают мостить лунные дороги, а строительные блоки изготавливать из реголита. Для этого пыль и мелкие камни нужно расплавить, и тут понадобится направленный поток солнечного света, который можно собирать в специальный солярный концентратор. Если упрощать, то это большая лупа с двухметровой линзой.

Первая машина на Луне
Прошло уже больше полувека с тех пор, как человек впервые прокатился по спутнику Земли на автомобиле. Речь о лунном багги, или LRV, который взяли с собой в космическое путешествие участники миссии «Аполлон 15» в 1971 году. Эта электрическая машина, разработанная компаниями General Motors и Boeing, весила около 200 кг, а увезти могла вдвое больший вес (была рассчитана на двух человек и небольшой груз в виде фрагментов реголита).
До использования за пределами Земли предполагалось, что ровер будет ехать не быстрее 10 км/ч, однако во время экспедиции «Аполлон 17» в 1972 году его удалось разогнать до 18 км/ч. У этого же электрокара получился самый длинный пробег по Луне — астронавты проехали на нем почти 36 км (правда, в следующем, 1973 году советский «Луноход-2», хоть и без людей на борту, преодолел 39 км — это рекорд). Все три лунных американских электрокара остались на поверхности Луны.

Чтобы проверить свою концепцию, исследователи провели эксперимент с грунтом, схожим по составу с лунным. Его плавили с помощью лазера. Опытным путем инженеры искали оптимальную форму и размер «плитки», чтобы из нее можно было складывать мощеные поверхности. Остановились на 25-сантиметровых треугольниках.

Такие плитки получились в результате эксперимента, характерная форма позволяет стыковать их друг к другуИллюстрация: © Springer Nature Limited
Такие плитки получились в результате эксперимента, характерная форма позволяет стыковать их друг к другуИллюстрация: © Springer Nature Limited

Результаты эксперимента обнадеживают, но сами ученые признаются, что это лишь первый шаг. Еще предстоит выяснить, как с плавлением реголита справится солнечный концентратор в условиях низкой гравитации. Немаловажно и то, насколько крепкими будут получившиеся на Луне изделия и выдержат ли они нагрузку электромобилей.

Интересно? Сделали подборку материалов по теме: