Продолжу рассказ об истории государственных финансов, долгов Российской Империи, а также публичных инвестиций.
Предыдущая статья:
Следующий всплеск создания акционерных обществ произошел уже при императоре Александре II в 1857 году.
Основные причины второй акционерной лихорадки:
- поощрение властями инвестиций в строительство новых железных дорог
- снижение ставок по вкладам в казенных банках с 4% до 3%.
Напомню, что первая железная дорога в России, Царскосельская (строительство 1836-1837), была акционерным обществом. Вторая железная Российской империи, Варшаво-Венская (строительство 1842 - 1848), также начиналась, как акционерное общество, но во время строительства у акционеров не хватило денег и заканчивалась она за казенный счет.
Третья железная дорога, Николаевская железная дорога, строилась как полностью казенное предприятие (1842- 1851).
Результаты Крымской войны, ухудшение экономического и финансового состояния России, вызвали в стране идеи развития промышленности и массового строительства железных дорог. Источники капитала для этих целей предполагалось собрать через развитие акционерных обществ. Правительство само решило задать тон в этой области и в 1857 году объявило о создании Главного общества российских железных дорог. Цель общества - привлечение российского и иностранного капитала на строительство наиболее насущных железных дорог.
Капитал общества состоял из:
- Акционерного на 75 млн. серебряных рублей.
- Облигационного на 200 млн. серебряных рублей.
Номинал акций 125 руб. Количество акций 600 000.
Самое интересное, что дивиденд на акции в размере 5% годовых был гарантирован государством.
Распространение акций происходило через учредителей, они обязывались их продать своим клиентам. Учредители брали себе комиссию и иногда наценку, если стоимость акций росла. Распределение акций было следующее:
- С.-Петербургский банкир Штиглиц (инициатор создания акционерного общества) и Варшавский банкир С. А. Френкель - 225 000 акций.
- Амстердамские банкиры: Гопе и К° - 70 000 акций.
- Парижский банкир: Готтингер и К° - 25 000 акций
- Берлинские банкиры: Мендельсон и К° - 10 000 акций
- Остальные 100 000 акций распространяли или покупали на свой счет Парижские банкиры: Б. Л. Фульд и Фульд-Оппенгейм, Братья Маллет, Барон Селлиер, Н. И. Урибарен, Дезар-Мюссар .Французские предприниматели, учредители различных железнодорожных обществ: Адольф Эйхталь, Август Турнейсен, братья Исакий и Эмилий Перейра. Парижские капиталисты: Фридрих Гринингер и Казимир Сальвадор
Читающие мою серию статьей сразу увидели знакомые имена: Беринг, Гопе, Мендельсон. Все они давно работали с Россией по размещению на Западе ее государственных облигаций. Для полной картины не хватало только Ротшильдов. Но они в этот раз оказались не при деле.
Общество должно было за 10 лет построить 4000 верст железных дорог:
- Завершение Петербургско-Варшавскую железную дорогу с выходом на Кенигсберг - 1042 верст.
- Ветка от Курса до порта в Либаве(совр. Лиепая) - 1100 верст
- Дорога от Москвы до Феодосии - 1368 верст.
- Московско-Нижегородскую железную дорогу - 409 верст.
Подписка на акции в России началась 16 апреля 1857 года.
Напомню, что это все происходило в дореформенное время и в Российской империи действовали только казенные банки, где как раз снизили проценты по вкладам с 4% до 3%. После такого снижения ценные бумаги с гарантированной государством доходностью пользовались невероятным успехов среди бывших вкладчиков банков. К тому же владеть акциями этого общества было престижно.
Покупать акции можно было в рассрочку: при подписке вносилась сумма в 10%, а после окончания еще 20%. Остальные 70% доплачивались по мере выполнения железнодорожно-строительных работ.
На первоначальное предложение в 150 000 акций из доли Штиглица/Френкеля в 225 000 акций поступило заявок на 319 397 акций, поэтому банкиры ввели специальные коэффициенты удовлетворения заявок:
- от 1 до 100 акций - полностью.
- от 100 до 800 акций - половину, но не менее 100
- от 800 до 3000 - третью часть, но не менее 400
- от 3000 до 6000 - четвертую часть, но не менее 1000.
- более 6000 - пятую часть, но не менее 1500 штук
Среди наиболее крупных акционеров были богачи тех времен: разбогатевшие на откупах В. А. Кокорев и Д. Е. Бенардаки, сановники князья А. Ф. Орлов и Н. Б, Юсупов, граф Э. Т. Баранов, члены императорской фамилии. Сам император Александр II приобрел 1200 акций.
При такой переподписке на вторичном рынке сразу же началась игра на повышение котировок акций. Цена акций превысила номинальную стоимость на 12%, а в 1858 году цена достигла 140 руб.
Но если в России дела с продажей акций шли отлично, то заграницей, откуда планировалось привлечь основной капитал , реализация шла плохо., несмотря на привлечение в число учредителей ведущих западных банкиров тех лет. Причина - разразившийся финансовый кризис:
В Европе было реализовано всего 17 000 из 600 000 акций. Остальные акции учредители перевели в России на барона Штиглица, чтобы он попробовал продать их в России.
При таком общем неудовлетворительном распространении акции, у компании оказался недостаток в капиталах для продолжения работ. Для его восполнения рынку были предложены облигации
Выплаты по ним чуть меньше - 4% годовых.
Объем эмиссии облигаций первого выпуска составил 35 млн. руб , 70 000 штук номиналом 500 руб. каждая (2000 фр., 80 ф. ст., 944 гул., 538 тал.)
Распорядительным центром акционерного общества были созданные: в Париже комитет, и для заведования делами в России совет управляющих из 20 человек, где не менее 50% должны быть российские подданные.
В совет управления вошли следующие лица:
Председатель:
- сенатор А. И. Левшин.
вице-председатели:
- барон А. Л. Штиглиц.
- лондонский банкир Ф. Беринг.
члены
- Л. В. Тенгоборский.
- сенатор Б. К. Данзас.
- генерал-майор А. В. Тимашев.
- флигель-адъютант граф В. А. Бобринский.
- князь С. В. Кочубей.
- отставной майор А. А. Абаза.
- коммерции советник Д. М. Полежаев.
- член Коммерческого совета С. В. Гвейнер.
- представитель торгового дома "Гопе и К" в Амстердаме Е. Силлем.
- амстердамский банкир В. Борски.
- парижский банкир Г. Готтингер.
- директор железной дороги Париж-Леон И. Перейра.
- парижский банкир барон Селльер.
- директор Западных железных дорог Франции А. Турнейсен.
- парижский банкир Л. Фульд.
Главным директором назначили французского инженера Ш. Э. Колиньона.
Но мировой финансовый кризис 1857 года докатился и до России, где началось снижение рубля, рост процентных ставок, снижение курса ценных бумаг. В итоге акции Главного общества российских железных дорог снизились до 96 руб., напомню, что номинал акций был 125 руб., а пиковое значение 140 руб.. Ситуацию усугубила практика продажи акций в рассрочку при одновременной возможности залога их в Государственном Коммерческом банке. Около 100 000 акций было так заложено в банке и не выкуплено владельцами.
Также выяснились факты расточительства в компании. Только на свой аппарат за полтора года общество истратило 1 665 тыс. руб. Главный директор Колиньон за счет средств акционеров построил себе в Петербурге роскошный особняк, а под Орлом приобрел помещичье именье.
Некий поэт П. И. Вейнберг в 1862 году написал следующее стихотворение "Вы знавали ль Колиньона?"
Падение котировок акций привело к буре возмущения среди новоявленных акционеров на годовом собрании, проходившем 18 июля 1859 года.
Поэт В. С. Курочкин на эти события откликнулся стихотворением "Песенка бедных акционеров".
В результате этих скандалов пришлось вмешаться правительству и императору. Общество было реструктурировано через новый устав 3 ноября 1861 года. Теперь строительство ограничивалось только Варшавской (1206 верст) и Нижегородской (410 верст) железными дорогами. Работы и изыскания по другим железным дорогам передавались в казну с зачетом издержек. Для завершения работ правительство выдало пособие в размере 28 млн. руб. Капитал компании, акционерный и облигационный, определялся в размере 112 359 625 руб (вместо первоначального в 250 млн. руб.). На этот капитал опять выдавалась 5-ти % гарантия. Парижский комитет учредителей упраздненялся, а в совете директоров появилось 4 представителя от правительства (3 от Министерства путей сообщения, 1 от Министерства финансов, позже к ним был присоединен 1 член от Государственного контроля) , количество акционерных директоров сократилось до 10.
Стоимость сооруженных железных дорог:
- Варшавская - 125 129 115 руб. или 103 755 руб. на версту.
- Нижегородская - 36 118 366 руб или 88 093 руб. на версту.
Дополнительно, в 1868 году правительство передало ГОРЖД казенную и прибыльную Николаевскую железную дорогу.
Акции, которые оказались невостребованные в залоге у Государственного Коммерческого банка, выкупил инициатор создания общества банкир Штиглиц по цене в 87 руб. (при номинале в 125 руб.). Сам банк был ликвидирован при реформе:
Новый Государственный банк возглавил тот же Штиглиц, впоследствии продавший акции ГОРЖД по 250 руб.
Также неудача с акциями ГОРЖД вынудила правительство резко сократить регистрацию новых акционерных обществ в 1860 году. Но за это время было создано немало оных. О чем я расскажу в следующей статье.
Продолжение
Оглавление всей серии:
Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!
P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: