Штурман был, пожалуй, самой ответственной должностью в экипаже бомбардировщика. Именно он рассчитывал курс полета и определял, как заходить на цель. Малейшая ошибка могла привести к потере ориентировки и провалу боевого задания. Сегодня расскажем о подвигах гвардии младшего лейтенанта Ивана Трушина. Вы узнаете, как штурман участвовал в трудных ночных вылетах и что он сделал, когда самолет столкнулся со стеной облаков.
Штурман дальнего бомбардировщика
Иван родился 30 марта 1920 года в селе Александровка под Саратовом в крестьянской семье. В 1941 году он был призван в Красную Армию и после обучения на штурмана в августе 1943 года попал на фронт. Он воевал в 11-м гвардейском авиационном полку дальнего действия.
Особенностью этой части было то, что она летала на транспортных самолетах Ли-2, переделанных для бомбометания. На такой модификации устанавливалась экранированная турель на фюзеляже для защиты задней полусферы, а также два пулемета ШКАС, прикрывавших борта. Ли-2 мог взять с собой до двух тонн бомб, что было внушительным показателем для транспортника.
Чтобы избежать дополнительных потерь от немецких истребителей и зениток дальние бомбардировщики совершали вылеты ночью. В темное время суток их было гораздо сложнее найти врагу. Однако все равно оставались шансы быть обнаруженным ночным истребителем или же попасть в лучи прожекторов ПВО. Каждый вылет длился несколько часов и требовал от экипажа выдержки и умения справляться с нервным напряжением. С августа 1943-го по март 1944-го Трушин совершил 35 ночных боевых вылетов с общим налетом 137 часов.
Иван блестяще справлялся со своими обязанностями. Штурман ни разу не потерял ориентировку, ему не мешали даже сложные метеорологические условия и темное время суток. А ведь ориентироваться ночью в случае соблюдения противником светомаскировки было труднейшей задачей. Штурману приходилось внимательно следить за курсом и постоянно сверять его с картой. В годы войны все расчеты местоположения производились вручную.
Трушин отличился в ходе вылета в ночь с 22 на 23 февраля 1944 года. Его полк летел на бомбардировку финского порта Турку. Иван находился в составе экипажа под командованием гвардии младшего лейтенанта Василия Кучика. Несмотря на непогоду, Трушин успешно вывел Ли-2 на цель. Через трое суток штурман участвовал в налете на столицу Финляндии город Хельсинки. За одну ночь он совершил сразу два боевых вылета. В результате бомбардировки произошел крупный взрыв и возник очаг пожара. За свои заслуги Иван Трушин был награжден орденом Отечественной войны I степени.
К сентябрю 1944 года на счету Трушина было уже 89 успешных боевых вылетов ночью, а его налет составлял 273 часа. Штурман летал в составе экипажа, состоящего из командира Василия Кучика, бортового авиатехника Ивана Солонина и воздушного стрелка Юрия Клещицкого.
Трушин безупречно выполнял свои задачи. Так, в ночь с 22 на 23 июня 1944 года он участвовал в боевом вылете на Белосток. На подлете к городу самолет встретил сплошную облачность, однако Трушин грамотно перестроил курс и успешно обошел ее. Самолет точно вышел на цель и поразил назначенные цели.
В ночь с 26 на 27 июня его Ли-2 атаковал крупный железнодорожный узел Осиповичи недалеко от Бобруйска. Бомбардировщик попал под плотный огонь зениток, но не свернул с курса и успешно сбросил четыре 250 килограммовые бомбы. На станции вспыхнул большой очаг пожара, задание было успешно выполнено, а бомбардировщик вернулся домой. За свои заслуги Иван Трушин был награжден орденом Красного Знамени.
Иван Григорьевич прошел всю Великую Отечественную, награжден орденами и медалями. Узнать больше о героизме советских бойцов и командиров вы сможете на экспозиции Музея Победы «Подвиг Армии».
#МузейПобеды #ПодвигАрмии