Как и все рассказы из этой серии, данный рассказ является более художественным, чем документальным...
Давным давно, когда стаж моих полетов на А320 исчислялся еще не годами, а месяцами, когда налет я мерил не в тысячах часов, а лишь в сотнях, когда левое кресло Арбуза виделось мне лишь во снах... В общем, тогда, когда я был свежеиспеченным вторым пилотом, едва-едва получившем допуск на полеты в незакрепленном экипаже, ко мне подошел Комэска и сказал:
- У тебя там стоит рейсик с Семенычем... Ты знаешь, кто такой Семеныч?
- Ну да. - спокойно ответил я. - Инструктор-экзаменатор.
- И всё?
- Ну да. А что еще?
-Эх! - махнул рукой комэска. -Учишь вас, учишь... Семеныч не просто экзаменатор. Семеныч - легендарный инструктор! Великий и мудрый! Как Гудвин. Только еще мудрее. Так что смотри! Не зевай!
Не знаю какого эффекта хотел добиться этими словами комэска (страха или благоговения), но добился он ровно противоположного - я заранее определил Семеныча в лопухи. А чего вы хотите от человека, который именно в этот момент по тридцатому разу читал "Раздумья ездового пса"? "Чикалов летал на четыре, я летаю на шесть, а этот #удак проверяющий вообще летать не умеет. Сейчас я ему покажу!". Но, чисто на всякий случай, FCTM я все-таки в памяти освежил.
Наконец, наступил день полета с Семенычем. Запланирован нам был то ли дневной Новосибирск, то ли еще что-то такое же ненапряжное. 10 часов налета при двух посадках. Изи, блин. Но... (Когда у нас обходится без этого "но"?) Кто-то заболел, кто-то опоздал, кого-то потянули из резерва... Как всегда. Но, в результате этой сложной игры в пятнашки экипажами, нам достался двойной Минск.
- Невыгодно! - подумал я. - В два раза больше шансов облажаться.
Оно и логично - вместо 10 часов и двух посадок у нас теперь целых 4 посадки при 6 часах налета... Еще и ночевка эта...
- Не просто невыгодно, а вообще ЖЖЖЖ! - снова подумал я, едва ознакомился с прогнозом Минской погоды. Там стояли грозы.
- Ты пилотируешь. - сразу сказал мне Семеныч.
- Ок. Не вопрос вообще. - ответил я и мы приступили к подготовке...
...Спустя два часа мы снижались в Минске. И нужно сказать, что уверенность моя несколько поуменьшилась. Так бывает, когда молодой организм попадает в сложные условия, а тут навалилось все и сразу - сначала нам не давал снижение диспетчер, потом нам не давала снижение гроза. В итоге выяснилось, что снизиться мы не успеваем и мне пришлось на ходу выдумывать хитрую схему захода (простыми было не воспользоваться из-за грозовых очагов на них). Семеныч же блаженно улыбался и было видно, что мои страдания ему кажутся надуманными и смешными.
- Давай заранее уйдем южнее. Нам все равно на 31-ю полосу. - предложил он, когда я перестал видеть варианты.
- Согласен, запроси! - обрадовался я и удивился. Как это такой простой и логичный вариант не приходил мне в голову?
Началась болтанка. Я, вообще-то, ее люблю. Скучно мне летать в идеально спокойной атмосфере, скучно. А тут движуха какая-то. Но в этот раз ее был некоторый перебор. И ладно бы самолет мотыляло вверх-вниз, это можно стерпеть, автопилот с выдерживанием высоты справляется отлично. Но зачем же влево-вправо? И зачем ветер крутит на 360 градусов? Мы же летим по курсу заданному вручную, а следовательно, чтобы компенсировать все эти мотыляния и лететь прямо, а не по тангенсовидной разнопериодической мультиапмплитудной синусоиде, приходится постоянно крутить задатчик курса. Не, я бы и по вот этой замысловатой кривой долетел. Но ведь легендарный экзаменатор в кабине. И тут тряхнуло особенно сказочно. Как там пассажиры, интересно? Все пристегнулись? Мы сами пристегнуты по полной, пятиточечными ремнями. Девушки из кабинной бригады тоже умнички. А вот...
- Бррр! Какая гадость! - не выдержал я при очередном подбросе.
- Знаешь, что самое главное при полетах в грозу? - спросил в ответ на это Семеныч.
- Быть надежно пристегнутым? Следить за засветками? Садиться в Config 3? - попытался я угадать.
- Это все фигня! Запомни! - сказал старый и мудрый инструктор. - При полетах в грозу главное - не б-б-б-бояться!
Я офигел. Не бояться? Как так-то? Слишком свежи еще в моей памяти были воспоминания о том, как на Як-18Т мы с отважным Славиком улизнули от такой вот грозы в последнюю секунду. Слишком хорошо я помнил, как мы взлетели с Михалычем на Ан-2 вслед прошедшей грозе... А320, конечно, не Ан-2 и не Тэшка, но все равно...
- Дааа... - продолжил Семеныч. - Гроз надо не бояться, но при этом уметь вовремя съ#&@ться!
Вот тут я был с Семенычем согласен более чем полностью. Уж чего-чего, а насчет "съ#&@ться" это я профессионал. И мы приступили к выпуску механизации.
-Flaps 1!
- Speed checked. Flaps 1.
То есть абсолютно согласен. И варианты отхода я мониторю непрерывно.
- Flaps 2.
- Speed checked. Flaps 2.
Правая рука у меня на сайдстике, а левой я то и дело меняю масштаб на навигационном дисплее.
- Gear down.
- Gear down.
Не закрываются ли те дыры, через которые можно уйти? Вроде нет. А раз нет, то и хорошо.
- AP off!
- Checked.
Раз нам есть куда съ#&@ться, то чего же нам бояться? Ну да, поддувает под правое крыло. Неприятно, но не смертельно.
- Flaps 3.
- Speed checked. Flaps 3.
Мне вроде пока удается удерживать самолет на заданной траектории с требуемой точностью. И вообще - вон полоса.
- Glideslope!
Ну да, кидает. Ну да, пытается стащить куда-то. Но все же 70 тонн это 70 тонн. Это не как на Як-18Т - всего лишь полторы...
- One thousand. Stabilized.
Ну вот и все, господа и дамы! Приготовьтесь аплодировать. Сейчас миру будет явлена "бабаевская" посадка, несмотря на все закидоны природы.
- Minimum!
- Runvay insight! Continue!
Украдкой бросаю взгляд на Семеныча. Он спокоен. Теперь обратно на полосу... А где? Где полоса?Полсекунды назад я ее видел! А теперь - стена дождя. Откуда он тут вообще? Неее, я так не играю...
- Go around! Flaps!
Сую РУДы вперед и добираю сайдстик почти до упора. Влетаем в этот ливень и нас начинает тащить вниз.
- Windshear! Windshear! Windshear! - истерит самолет. Спасибо, конечно, но мы и сами заметили. На самом деле, вниз нас конечно не потащило. Просто вместо ожидаемых 6000 футов в минуту вертикальной скорости набора при уходе у нас в какой-то момент была всего тысяча. Безопасно? Да. Но вот ощущения... Как будто падаешь в пропасть. Бррр.
- Positive climb. - доложил Семеныч после выхода из сдвига и пропадания сигнализации. - Flaps 2.
А он хитрец. Не стал убирать закрылки по моей команде в момент ухода. И да - оказался прав. Эта уборка как раз совпала бы с попаданием нас в нисходящий поток.
- Gear up!
- Gear up. Молодец. Хорошо ушел.
А вот это приятно услышать.
- Спасибо.
Неприятно другое - нам бы сейчас пройти правым кругом, так положено по схеме ухода, но вот, стоит справа зараза черная. Черная визуально, а на ND она максимально красная. Самого красного цвета, на который только способен этот дисплей.
- Я туда не буду! - сообщаю Семенычу. - Давай левым кругом запросимся?
- Тут без вариантов. - подтвердил он...
...Второй заход он обычно проще. Уже знаешь примерно как оно будет и представляешь как с этим бороться. Однако, меня что-то уверенность слегка покинула. Вроде все нормально. Вот мы выпустили механизацию и шасси, вот я отключил автопилот, вот глиссада. И, мне кажется, даже отклонений меньше чем при первом заходе. Ветер, что ли, подстих? Не знаю... И вон полоса. Видна. Или "пока видна"? Вот это меня и беспокоит. Мне, чтобы сесть, надо видеть полосу. А увижу ли я ее? Уж слишком внезапно на первом заходе она исчезла. Да и мерзкое ощущение проваливания при уходе...
- One thousand. Stabilized. - сообщает Семеныч.
- Ээээ... - мычу я что-то невнятное и пытаюсь украдкой посмотреть на него. Украдкой не выходит, он замечает этот взгляд.
- I have control! - все-таки Семеныч не выдержал. Спасибо, что уж. Честно говоря, мне пока сложновато - я же всего полгода летаю на Арбузе. Да и ни один нормальный КВС мне бы посадку в таких условиях не доверил. Это только Семеныч может себе позволить. Суперопытный инструктор. Точнее так - посадить самолет для меня не проблема. Посажу. Но вот выполнить все полагающиеся при этом ритуалы, ничего случайно не нарушить, не упустить ни одного из множества гуляющих параметров - вот это пока сложно, вот на это пока меня не хватает, вот это и есть причина стресса.
- Уверен - садись! Не уверен - уходи! - прокомментировал Семеныч после посадки. - А ломаться на глиссаде как первокурсница точно не надо! Это, как вы теперь говорите, иииизи, блин!
Собственно об этом мы и говорили на обратном пути. Я ведь все понимаю... Все-таки тоже инструктор. Хоть и аэроклубовский. Хоть и на легкомоторке.
Ну и не забываем про telegram: