Найти в Дзене
Love Of History

Мария-Антуанетта(Marie Antoinette): Самая могущественная королева в истории

Мари́я-Антуане́тта Австрийская — королева Франции и Наварры, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. После начала Французской революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.
Мари́я-Антуане́тта Австрийская — королева Франции и Наварры, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. После начала Французской революции была объявлена вдохновительницей контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.

Кажется, что на жизнь Марии-Антуанетты было пролито почти столько же чернил, сколько крови было пролито на эшафоте во время Французской революции. Пожалуй, ни одна другая историческая фигура женского пола не привлекла к себе внимания публики больше, чем эта трагическая королева Франции.

В отличие от своих предшественниц, которых затмевали королевские любовницы, Мария–Антуанетта – единственная королева Франции, чье имя неизгладимо запечатлелось в сознании общественности. (Сколько французских королев вы знаете, чьими биографиями можно было бы заполнить библиотечную полку?) По салическим законам королева Франции не могла править; она была просто женой короля. Ее вмешательство в политику сделало ее нелюбимой среди и без того недовольного населения в большей степени ее репутация была экстравагантной.

Людовик XIV – этот самовлюбленный создатель Версаля и придворного этикета – флиртовал с мадам д'Монтеспан и Ментенон; Помпадур и Дюбарри заставляли Людовика XV улыбаться в королевском будуаре; но застенчивый, неэффективный Людовик XVI, женившийся на австрийской эрцгерцогине в 1770 году, нарушил традицию, не заведя любовницу.

Мария–Антуанетта стала исторической легендой и культовой фигурой; гильотина не только подарила ей бессмертие, но и ввела в историю как могущественную: события и обстоятельства ее жизни, похоже, указывают на то, что она родилась под "темной звездой", вращающейся вокруг зловещих совпадений.

Дата ее рождения – 2 ноября – известна как ‘День мертвых’ по григорианскому календарю. За день до ее рождения в 1755 году Лиссабон потрясло землетрясение, унесшее жизни примерно 30 000 человек и вызвавшее цунами, которое – прежде чем обрушиться на город – обнажило морское дно Лиссабонской гавани. Ущерб, нанесенный городу, был настолько велик, что король и королева Португалии не смогли присутствовать на ее крестинах в Вене.

Королевская чета просто случайно оказалась ее крестными родителями.

Пешка в политическом браке, устроенном ее матерью – императрицей Марией Терезией Австрийской, – 14-летняя Мария Антония сказала "Auf Weidersehen" своей семье в Шенбрунне и "Bonjour" французскому двору в Версале.

По пути в недавно построенном павильоне на острове на реке Рейн состоялась церемония; Мария Антония отказалась от всего австрийского и стала Марией-Антуанеттой, будущей Дофиной Франции. Стены павильона украшала серия гобеленов, одолженных архиепископом Страсбургским, на которых была создана фреска, изображающая бракосочетание Ясона и Медеи, одну из греческих трагедий.

Ясон и Медея
Ясон и Медея

Эти украшения с их ужасным сюжетом заставили студента Страсбургского университета заметить: “Что! В тот момент, когда юная принцесса собирается ступить на землю страны своего будущего мужа, перед ее глазами предстает картина самого ужасного брака, который только можно себе представить! Можно ли сказать, что самый ужасный призрак был призван для встречи с самым красивым и счастливым женихом?”

Эти слова юного Гете не могли бы лучше предсказать ее мрачное будущее.

В день своей свадьбы в Версале 10 мая 1770 года нервная Дофина неправильно написала свое имя и пролила чернила на свидетельство о браке. Пятно все еще можно увидеть на документе.

Парижское население отпраздновало ее бракосочетание с Дофином, будущим королем Франции, "Веселым ликованием", приветствуя Марию-Антуанетту в столице 30 мая 1770 года. В то время как любитель вечеринок Луи оставался дома, восхищенную Дофину приветствовало море поклонников, когда она стояла на балконе с видом на площадь Людовика XV. Двадцать три года спустя эта же самая площадь станет местом казни короля и королевы Франции.

Париж восемнадцатого века был средневековым городом с узкими, извилистыми тупиковыми улочками и трущобами, в которых проживало 600 000 человек. Знаменитые катакомбы – подземные убежища ‘Призрака оперы’ – в то время находились в стадии строительства. Для развлечения Дофины была запланирована выставка фейерверков.

Загорелся вагон с китайскими фейерверками, что привело к взрыву, из-за которого сотни перепуганных отдыхающих бросились в бегство по узким улочкам и разбивались насмерть падая в недавно вырытые траншеи. Шестьсот человек погибли и бесчисленное множество других получили ранения в результате несчастного случая, который занесен в Книгу рекордов Гиннесса как одна из величайших исторических трагедий в мире.

Фортеанцы наслаждаются историей о "Версальском путешествии во времени", в которой две английские школьные учительницы якобы отправились "назад во времени", посетив Версаль в 1901 году. Во время поисков Малого Трианона – любимого "места отдыха" Марии–Антуанетты - Элеонора Журден и Энн Моберли наблюдали за садовниками, одетыми в одежду восемнадцатого века, и строениями на территории, которых не существовало с 1789 года; более того, они заметили одиноко сидящую женщину, одетую в то же неформальное платье в стиле кантри, что и она. Королева предпочитала его, когда ей удавалось избежать жестких придворных правил.

Вернувшись в главный дворец, две школьные учительницы заметили, что портрет Марии-Антуанетты поразительно похож на женщину, которую они видели на территории Трианона; она сидела в том же районе парка, где паж нашел несчастную королеву в октябре 1789 года, чтобы предупредить ее о приближении разъяренной толпы. марширующий по Версалю. На следующий день толпа вынудила Людовика XVI и Марию-Антуанетту покинуть Версаль и поселиться во дворце Тюильри в Париже. 10 августа 1792 года толпа ворвалась в Тюильри, вынудив Луи и его семью искать защиты у Законодательного собрания. Монархия была свергнута, а королевская семья брошена в тюрьму.

Датой визита Журдена и Моберли в Версаль в 1901 году было 10 августа.

Очаровательной фигурой Фортеана является таинственный, нестареющий граф Сен-Жермен, которого Вольтер описал в своих “Произведениях” как "человека, который никогда не умирает и который знает все". Говорили, что граф был связан со двором Людовика XIV и, по слухам, был шпионом короля Людовика XV, но нажил при дворе так много врагов, что ему пришлось покинуть Францию. Он вернулся в Версаль во время правления Людовика XVI и попытался предупредить Марию-Антуанетту о надвигающейся опасности для французской монархии, но королевский министр приказал его арестовать, и граф снова бежал из Франции.

Мы не можем не задаться вопросом, мог ли конец жизни Марии-Антуанетты быть счастливее, если бы история была переписана заново, если бы ей разрешили проконсультироваться с графом д'Сен-Жерменом. В начале революции король и королева обратились за советом к графу д'Мирабо (1749-1791), который вел опасную двойную игру, на словах поддерживая как королевскую власть, так и революцию. Когда эта измена была обнаружена после его смерти, останки Мирабо были эксгумированы и выброшены на навозную кучу.

Другой окутанной мистицизмом фигурой, вошедшей в жизнь королевы, был оккультист Джузеппе Бальзамо или граф Калиостро (1743-1795), который посвятил графа д'Сен-Жермена в обряды масонства, а также в рецепты молодости и бессмертия (так вот в чем был секрет графа!). Калиостро развлекал двор Людовика XVI и Марии-Антуанетты "магическими ужинами" и продавал придворным эликсиры и "лекарства", пока не был изгнан из Версаля после того, как был замешан в "Деле с бриллиантовым ожерельем‘.

Этот скандал стал "соломинкой, которая сломала хребет верблюду" в разрушении репутации королевы, и, как полагают многие историки – и сам Наполеон – стал искрой, которая зажгла фитиль Французской революции. "История с бриллиантовым ожерельем" - это самый невероятный трюк с доверием, который когда-либо совершался. "Козлом отпущения" или одураченным в этой мелодраме восемнадцатого века был кардинал д'Роан, великий раздатчик милостыни Франции (1734-1803), которого парижский парламент судил - и оправдал – за его роль в этом деле. Роан просто случайно оказался племянником архиепископа Страсбургского – того самого человека, который предоставил гобелены, которые оскорбили Гете и предстали взору невинной Марии Антонии в 1770 году, как раз перед тем, как она ступила на французскую землю.

Если этого бриллиантового ожерелья было недостаточно, чтобы принести несчастье, Мария–Антуанетта была владелицей проклятого "French Blue", позже известного как бриллиант Надежды. Ослепительный камень весом 112,5 карата был приобретен королем Людовиком XIV в 1668 году для своей любовницы мадам д'Монтеспан (1640-1707). Эта скандальная королевская куртизанка была замешана в "Деле о ядах", в ходе которого несколько гадалок-‘подражательниц ведьм’ были судимы и казнены за раздачу ядов своим знатным клиентам.

Еще более мрачный скандал был связан с черной магией и принесением в жертву младенцев с обнаженным телом Монтеспан в качестве алтаря. Могла ли любовница Людовика XIV использовать драгоценный камень в качестве "талисмана" в этих ритуалах, тем самым навлекая на себя проклятие? Столетие спустя "French Blue" оказался во владении королевы Марии-Антуанетты, которая одолжила его своей подруге, принцессе д'Ламбаль. Злополучная принцесса была убита толпой во время заключения королевской семьи; ее отрубленная голова была насажена на наконечник пики и размахивалась перед окном тюрьмы королевы.

Накануне своего бегства из Парижа королева доверила свои драгоценности своему парикмахеру месье Леонарду (1758-1820). Эта женоподобная, взвинченная болтушка создала те грандиозные феерии, которые когда-то украшали головы представительниц знати – многие из них пали под острым лезвием гильотины. В состоянии истерии Леонард был "похищен" и отвезен к месту встречи на границе, где королевскую семью должен был встретить отряд верных гусар; затем Людовик предъявит ультиматум повстанцам в Париже.

Всегда бывшая королевой моды, Мария-Антуанетта хотела хорошо выглядеть на встрече со своей армией спасителей – рандеву, которому не суждено было состояться. Расстроенный парикмахер передал шкатулку с драгоценностями королевы генералу Буйе, который доверил ее одному из своих офицеров. На следующий день офицер был найден раненым и умирающим. (Не было никаких стычек или сражений, которые могли бы привести к его травмам). Был ли ‘French Blue’ среди драгоценностей королевы?

Во время правления террора мсье Леонард был осужден Революционным трибуналом за то, что служил королеве. Он был отправлен на гильотину 7 июля 1794 года, но вновь появился в Париже в 1814 году, проведя двадцать лет после своей ‘смерти’ в России! Сансон – парижский палач – был таким же неукоснительным исполнителем своих обязанностей на эшафоте, как и монсеньор Леонард, когда дело касалось прически.

Печально известный палач, обезглавивший больше французских знаменитостей, чем вы могли бы найти сегодня на Каннском кинофестивале, настаивал на том, чтобы отрубить столько же голов, сколько свидетельств о смерти, выданных Трибуналом. (У всех нас есть свои ‘любимые мозоли’). Была проведена перекличка и "подсчет голов", после чего осужденных заставили встать в числовом порядке у подножия гильотины. (Этот протокол позволял точно указывать имена казненных для публикации в республиканских газетах). У Леонарда было два свидетельства о смерти, внесенных в парижские записи актов гражданского состояния, но оба они были уничтожены во время пожара Парижской коммуны в 1871 году, того же пожара, который уничтожил досье загадочного графа д'Сен-Жермена.

Что касается драгоценностей королевы, то их исчезновение - такая же загадка, как и появление монсеньора Леонарда.

Зловещим предзнаменованием, преследовавшим королеву на протяжении всего ее правления, было средневековое подземелье, которое было частью замка в Париже, принадлежавшего ее шурину, графу д'Артуа. Известный как Темпль, этот дворец семнадцатого века является местом, где щеголеватый младший брат Людовика XVI устраивал "увеселительные вечеринки" и элегантные ужины, гостьей на которых часто была Мария-Антуанетта. Главный замок выходил окнами на подземелье, увенчанное четырьмя башенками, которые заставляли королеву вздрагивать всякий раз, когда она их видела. (Сегодня мы бы сказали, что у нее от этого "мурашки по коже") Не раз Мария-Антуанетта умоляла Артуа снести его.

Башня Темпл однажды станет тюрьмой для обреченной королевской семьи; для Людовика и Антуанетты это была ‘преддверие гильотины’.

Еще одно предзнаменование, ставшее сбывшимся пророчеством, произошло сразу после того, как планы побега королевской семьи были сорваны. Когда королева поднималась по ступеням Берлинского собора, чтобы совершить унизительное трехдневное путешествие обратно в Париж под охраной, случайный прохожий крикнул: “Вы увидите больше ступеней, чем эти!” - предзнаменование того, что она поднимется по ступеням эшафота два года спустя.

1794
1794

Предположения о том, были ли Мария–Антуанетта и шведский дворянин граф Аксель Ферсон (1755-1810) любовниками, продолжают будоражить историков, биографов и постоянно растущий культ королевы. Любой школьник, умеющий читать, знает, что Луи недоставало всего - от светского обхождения до искусства любви. (Несмотря на то, что королевский брак не был расторгнут в течение семи лет, Луи был чертовски хорошим слесарем!) Ферсон сыграл важную роль в организации бегства королевской семьи 20 июня 1791 года, что привело к аресту после того как их узнали в Варенне. Девятнадцать лет спустя – 20 июня 1810 года – Ферсон будет забит насмерть разъяренной толпой в Стокгольме.

Мария-Антуанетта была королевой Франции девятнадцать лет.

Не избежали домыслов и тайн и ее дети. Мария–Антуанетта была матерью четверых детей, увековеченных на портрете придворной художницы Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Ее четвертый ребенок, Софи Беатрис, умерла в младенчестве в 1787 году, заставив художника убрать ее с картины, поскольку королева “больше не могла на это смотреть”. Ее старший сын, дофин, умер от туберкулеза в мае 1789 года – незадолго до начала революции. Это сделало его младшего брата Луи-Шарля наследником престола. Слухи о том, что мальчика спасли из тюрьмы и поместили в подполье, дали ему титул “Потерянный дофин” на протяжении всей истории, пока анализ ДНК в 2000 году не доказал, что он действительно умер в тюрьме Темпл в 1795 году.

-4


Говорят, что Дофин трагический умер, узнав личность "Человека в железной маске" – тайну, раскрытую ему его отцом, который был гильотинирован 21 января 1793 года.

-5


Мария Тереза Шарлотта, или "мадам Рояль" (герцогиня Ангулемская), была единственным выжившим членом злополучной французской королевской семьи. Она дожила до того, чтобы увидеть возвращение Бурбонов на трон не один раз, а дважды; но ее дядя Людовик XVIII был изгнан со своего трона Наполеоном в 1815 году, а ее младший дядя и тесть - Карл X - был свергнут в 1830 году, когда он попытался "повернуть время вспять" со своими монархическими идеалы.

Годы жизни в изгнании и с ужасающими воспоминаниями о революции сделали дочь Людовика XVI и Марии-Антуанетты озлобленной, замкнутой женщиной. Слухи о том, что "темная графиня" Германии, похороненная в замке Айсхаузен в 1837 году, на самом деле была мадам Рояль, привели к эксгумации могилы графини в 2003 году в рамках подготовки к тестированию ДНК; планировалось сравнить фрагменты костей графини с прядями волос Марии’Антуанетты.

В статье Тони Паттерсона от 28 июля 2002 года в THE TELEGRAPH говорилось, что мадам Рояль была заменена ее "сводной сестрой" Эрнестиной де Ламбрике - незаконнорожденной дочерью Людовика XVI – когда она забеременела после изнасилования охранниками тюрьмы Темпл. В том, проводился ли на самом деле анализ ДНК, не было необходимости, поскольку у Людовика XVI не было внебрачных детей; Эрнестина была дочерью одной из горничных королевы в Версале, которую Мария-Антуанетта усыновила, чтобы она стала компаньонкой юной мадам Рояль.

Мадам Рояль умерла в 1851 году и похоронена в Кастаньявице в Словении.

Восковое изображение Марии-Антуанетты, которым восхищаются музеи по всему миру, можно отнести к швейцарской моделистке Мари Грешольц (1761-1850), которая обучалась этому искусству у своего дяди в мастерской восковых фигур в Париже. Во время правления террора Робеспьер заставил мадмуазель Грешольц лепить головы своих врагов, упавшие с гильотины. (Мы не можем не улыбнуться, зная, что он тоже был бы одной из ее моделей). Она упала в обморок, когда увидела, как королева проходит мимо музея своего дяди в Тамбриле по пути на казнь 16 октября 1793 года.

-6


Обезглавленный труп Марии-Антуанетты лежал на траве на кладбище Мадлен до поспешного растворения известью 1 ноября 1793 г. Это дало будущей мадам Тюссо время увековечить ее черты в воске. (Со временем семья Тюссо приобрела лезвие гильотины, которым была обезглавлена королева, для выставки в их музее на Бейкер-стрит в Лондоне).

Апокрифическая история времен реставрации рассказывает о том, как поисковая группа, в которую входил писатель Франсуа-Рене де Шатобриан, смогла идентифицировать останки королевы с кладбища – засыпанные жертвами гильотины и покрытые известью – по форме ее челюстной кости. Прагнатизм нижней челюсти – выступание нижней челюсти – был семейной чертой Габсбургов, которая – для некоторых из ее предков – была грубым уродством. В случае с королевой это придало ей ту очаровательную улыбку, которой восхищались даже ее враги.

Несмотря на то, что она никогда не произносила слов “
Если у народа нет хлеба, пусть едят пирожные!”, нам все равно нравится слизывать глазурь, взбитую её культовыми образом.