Найти в Дзене
История и культура Евразии

Скифы-сколоты и окружающие их этносы - Соседи скифов

Оглавление

Аристей

Наиболее древним источником по скифам является поэма Аристея из Проконнеса (крепость на острове в Пропонтиде, ныне Мармара в Турции). До наших дней не дошла, но сохранились ее упоминание у Геродота и отрывки.

В поэме "Аримаспея" Аристей отправился к соседям скифов исседонам, где узнал об их соседях — аримаспах (людях с одним глазом) и гипербореях.

  • Сын Каистробия Аристей, уроженец Проконеса, говорил в своей поэме, что по вдохновению Аполлона он прибыл к исседонам, что над исседонами живут одноглазые люди, аримаспы, над аримаспами – стерегущие золото грифы а еще выше – гипербореи, простирающиеся до моря. За исключением гипербореев все эти народы, начиная с аримаспов, постоянно воюют с соседями, так что исседоны вытеснены из своей земли аримаспами, исседонами вытеснены скифы, а киммериане, жившие у Южного моря, покинули свою страну под натиском скифов - Геродот

Несмотря на фантастичность поэмы, ученые склонны считать, что путешествие было в реальности, примерно на рубеже VII и VI веков:

  • Неизвестный автор, которому приписывается имя Аристея, видимо, сумел перебраться через Урал и проникнуть в Западную Сибирь. Стимулом для такого путешествия послужило, вероятно, стремление найти местонахождение золота, которое, как предполагалось, было расположено на крайнем северо-востоке. В рассказе Аристея золото играет настолько большую роль, что такой вывод можно считать оправданным. Страну золота Аристею найти не удалось, и он вынужден был довольствоваться тем, что пожелали ему сообщить исседоны, игравшие роль торговых посредников - немецкий ученый Ричард Хенниг
Серебряный ритон с головой быка из Ирана (Ахеменидский период).    Курган № 1 у с. Филипповка, Оренбургская обл., V–IV вв. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/48
Серебряный ритон с головой быка из Ирана (Ахеменидский период). Курган № 1 у с. Филипповка, Оренбургская обл., V–IV вв. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/48

Геродот

Но конечно наибольший вклад в дело изучения скифов внес Геродот:

  • Нашей Скифии, – писал историк Н. Надеждин, – предпочтительно перед прочими, несравненно больше интересными странами земного шара, выпала счастливая доля найти именно в Геродоте, «отце истории», и отличного наблюдателя, и отличного живописца. Геродот, сам бывший в Скифии, сам проникавший в глубину беспредельных ее степей, посвятил описанию ее почти целую Музу своего красноречивого Парнаса, почти целую книгу своих бессмертных сказаний. И он описал ее с какой-то особенной любовью, с какой-то пристрастной нежностью, не пренебрегая ни малейшими подробностями, какие мог схватить или личным наблюдением, или прилежными расспросами у туземцев. Можно сказать, что представленная им картина Скифии есть редкий образец географической полноты и отделки, каких только могла удостоиться варварская страна от спесивой классической древности
Деревянное украшение конской узды. Курган № 1, Туэкта, Алтай,    VI в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/49
Деревянное украшение конской узды. Курган № 1, Туэкта, Алтай, VI в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/49

Соседи скифов

Ученые в основном подтверждают проживание этносов, которые Геродот упомянул как соседей скифов. По их мнению:

  • Будины занимали территорию Верхнего Дона, современные Липецкую и Пензенскую области
  • Савроматы полосу степей от Южного Урала до устья Дона
  • Фиссагеты жили в дремучих лесах Среднего Поволжья (мордва),
  • Иирки – в Прикамье
  • Аргиппеи-«плешивцы» были жителями Западного Приуралья
Бронзовое греческое зеркало из Ольвии с фигурой пантеры на рукоятке. Случайная находка. Роменский район Сумской обл., VI в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/51
Бронзовое греческое зеркало из Ольвии с фигурой пантеры на рукоятке. Случайная находка. Роменский район Сумской обл., VI в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/51

Международная торговля

Скифы и их соседи благодаря эллинам были включены в международную торговлю. И были ее полноправными участниками, так как скифские купцы были контрагентами греков. Об участии в торговле говорят многочисленные находки из различных частей Ойкумены периода скифов в Западной Евразии.

Фигурка египетского бога Беса. Известняк.    Случайная находка. Горный Алтай, V–IV вв. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/52
Фигурка египетского бога Беса. Известняк. Случайная находка. Горный Алтай, V–IV вв. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/52

Исседоны и аримаспы

Исседоны жили между скифами и массагетами. Дальше их земель торговля не шла. По сведениям Геродота:

  • Этот народ считается справедливым, женщины равноправны с мужчинами

Якобы, исседоны съедали своих отцов. Но это скорее всего не правильно понятая степная традиция делать тризны в честь умерших отцов - Ас.

Аримаспы, по мнению ученых скорее всего жили на Алтае. В их землях было много золота.

Золотая пектораль с фигурами зверей. Курган Аржан-2 в Туве, VII в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/53
Золотая пектораль с фигурами зверей. Курган Аржан-2 в Туве, VII в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/53

Савроматы

Между сарматами и скифами жили савроматы.

  • «За рекою Танаисом, – пишет Геродот, – уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам. Савроматы занимают полосу земли к северу, начиная от впадины Меотийского озера, на пятнадцать дней пути, где нет ни диких, ни саженых деревьев…».

По сведениям Геродота савроматы происходили от брака амазонок со скифами. Роль женщин в савроматском обществе была чрезвычайно высока:

  • Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду <…> Относительно браков соблюдается у них следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага…
Женский кинжал с золотой рукоятью. Курган Аржан-2 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/55
Женский кинжал с золотой рукоятью. Курган Аржан-2 Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/55

Массагеты

Массагеты были врагами скифов, изгнавшими их из Средней Азии. Они жили от восточного побережья Каспия до реки Сыр-Дарьи.

  • Итак к западу это море, называемое Каспийским, – пишет Геродот, – ограничивает Кавказ, а с востока к нему примыкает равнина, занимающая необозримое пространство. Значительную часть этой огромной равнины занимают массагеты…
Деревянная фигура оленя, обложенная золотым листом.    Курган № 1 у с. Филипповка, Оренбургская обл., IV в. до н. э. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/57
Деревянная фигура оленя, обложенная золотым листом. Курган № 1 у с. Филипповка, Оренбургская обл., IV в. до н. э. Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/57

Геродот оставил о массагетах довольно подробные сведения:

  • Массагеты носят одежду, подобную скифской и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них вовсе нет в обиходе, так как этих металлов совсем не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии…
  • Об обычаях массагетов нужно сказать вот что. Каждый из них берет в жены одну женщину, но живут они с этими женщинами сообща. Ведь рассказы эллинов о [подобном] обычае у скифов относятся скорее к массагетам. Так, когда массагет почувствует влечение к какой-нибудь женщине, то вешает свой колчан на ее кибитке и затем спокойно сообщается с этой женщиной. [Никакого] предела для жизни человека они не устанавливают. Но если кто у них доживет до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо его варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть – для них величайшее блаженство. Скончавшегося же от какого-нибудь недуга они не поедают, а предают земле <…> Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Араке чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это – Солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете.

Святилище массагетов в Байте

В 1980-х годах на плато Устюрт в казахстанском Мангыстау советские археологи обнаружили два святилища массагетского периода - Байте-1 и Байте-2.

Это были общемассагетские святилища, в которых каждый род имел свое место с несколькими фигурками родовых духов.

Каменные изваяния воинов-предков.    Урочище Байте III, Казахстан 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/59
Каменные изваяния воинов-предков. Урочище Байте III, Казахстан Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/59

Саки

В междуречье Сыр-Дарьи и далее на восток обитали Саки. Скорее всего это были те скифы, которые остались в Средней Азии после нашествия массагетов. Археологические находки свидетельствуют о том, что скифская и сакская материальная культура, а также общий европеоидный вид явно говорят о идентичности обоих этносов.

Саки в политическом отношении тяготели к Бактрии и видимо опираясь на ее поддержку смогли противостоять массагетам. Но зато, стали вассалами державы Ахеменидов.

Золотая бляха в виде оленя. Курган № 5, Чиликта (Казахстан), VI в. до н. э. (раскопки С.С. Черникова) 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/60
Золотая бляха в виде оленя. Курган № 5, Чиликта (Казахстан), VI в. до н. э. (раскопки С.С. Черникова) Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/60

Пазырыкская культура

  • Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Сведения в основном получены при раскопках так называемых Пазырыкских курганов. Носители этой культуры обитали на смежных территориях нынешних России (плато Улаган, Укок), Казахстана и Монголии - Википедия
Реконструкции костюмов мальчика (курган № 2, могильник Лк-Алах-1) и мужчины (курган № 1, могильник Верх-Кальджин-2) реконструкция Е.В. Шумаковой, рисунок – Д.В. Позднякова 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/61
Реконструкции костюмов мальчика (курган № 2, могильник Лк-Алах-1) и мужчины (курган № 1, могильник Верх-Кальджин-2) реконструкция Е.В. Шумаковой, рисунок – Д.В. Позднякова Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/61

Скорее всего пазыркцы-аримаспы это те же самые саки. Об этом говорит их европеоидность, "звериный стиль" и схожесть бытовых предметов.

Женский головной убор-парик. Курган № 1, Ак-Алах-3, Укок. Реконструкция Е.В. Шумаковой, рисунок Д.В. Позднякова 
Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/61
Женский головной убор-парик. Курган № 1, Ак-Алах-3, Укок. Реконструкция Е.В. Шумаковой, рисунок Д.В. Позднякова Источник: https://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_Skify-rastsvet-i-padenie-velikogo-tsarstva/61

Пазырыкцы являются восточным ответвлением саков. Их культура, а возможно и сами распространились по Сибири до современной Якутии. Находки в сакском стили находят в различных местах Восточной Сибири. А этноним Саки остался в самоназвании якутов-саха.