Найти тему
IQ Media

«Ледяная пустыня»: как обер-прокурор Победоносцев познавал Россию

Фото: iStock
Фото: iStock

Научный сотрудник Центра изучения стратегий и практик регионального управления ИРИИ НИУ ВШЭ Федор Мелентьев представил доклад «К.П. Победоносцев и русская провинция в 1860-е гг.» На конференции, организованной Институтом региональных исторических исследований (ИРИИ) факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Он напомнил: слова о России — ледяной пустыне приписываются Победоносцеву писательницей Зинаидой Гиппиус, которой его слова передал Дмитрий Мережковский, встречавшийся с обер-прокурором Синода в 1903 году. Их также вспоминал писатель и философ Василий Розанов.

Представления Победоносцева о России во многом формировались в ходе поездок по стране. Докладчик сообщил: будущего обер-прокурора Синода в начале 1860-х годов пригласили в Петербург преподавать царским детям. Вместе со старшим сыном Александра II Николаем (скончался в юности) и преподавателем математики и статистики Иваном Бабстом они путешествовали по России по маршруту Петербург — Рыбинск — Поволжье — область Войска Донского — Крым, после чего в «Московских ведомостях» вышла совместная книга двух профессоров о поездке.

Историки и филологи до сих пор спорят о разграничении авторства Бабста и Победоносцева. Специализация двух профессоров в целом прослеживается: первый, написавший ранее книгу «Речная область Волги», чаще говорит о торговле, промышленности и статистике, а второй — об истории, состоянии умов и религиозной жизни. Однако разделение не всегда соблюдается: например, рассуждения о продвижении России в Среднюю Азию принадлежат не политику и юристу Победоносцеву, а Бабсту, считавшему экспансию элементом развития торговли. Напротив, слова о необходимости больше вникать в частные вопросы экономики и меньше выезжать на общих фразах, принадлежат Победоносцеву.

Опыт путешествий обогатил его знания о жизни русской провинции, он узнал, например, о немецкой колонии Сарепта неподалеку от Царицына (ныне — в черте города Волгограда). Победоносцев, в отличие от ура-патриотов, утверждал, что такие колонии должны существовать на территории России. Во многом образ России сложился у него именно в ходе поездок.

Федор Мелентьев полагает: образ России как холодной страны окончательно мог сложиться после включения в ее состав южных регионов, жизнь которых контрастировала с практиками и обычаями Русского Севера.

По мнению докладчика, Победоносцев, представляя образ ледяной пустыни, по которой бродят лихие люди, намекал собеседникам: если пустыня оттает, добившиеся воли лихие люди могут привести Россию к первобытному хаосу.

Федор Мелентьев подчеркнул важность бережного обращения с источниками: например, широко распространена цитата видного деятеля эпохи Александра II госсекретаря Александра Половцева, где он назвал взятие Ташкента русской армией «чем-то эротическим». В действительности в его дневнике событие названо «эрратическим», т.е. результатом длительных перемещений и блужданий.

По материалам HSE Daily