В декабре 1936 года в СССР была принята новая конституция. В проекте этого документа по инициативе Сталина и Молотова был раздел о тайном голосовании и альтернативных выборах. Но под давлением первых секретарей рескомов и обкомов этот раздел убрали из новой конституции. Однако первые секретари рескомов и обкомов понимали, что Сталин от своей идеи не откажется. Они решили усложнить жизнь товарищу Сталину.
23 февраля 1937 года собрался очередной Пленум ЦК ВКП (б). Все выступавшие руководители партийных организаций республик и областей, как один говорили о том, что «в стране подняли голову враги народа». В прениях Сталин и Молотов пытались утихомирить ретивых борцов с контрреволюцией и шпионами, но не тут, то было. Пленум шёл одиннадцать дней, а между заседаниями со Сталиным встречались первые секретари: Дальневосточного обкома Иосиф Варейкис, Саратовского обкома Александр Криницкий, ЦК коммунистической партии Азербайджана Мирджафар-Аббас Бакиров и другие. Тема беседы одна: Сталин должен начать активную борьбу с врагами народа и шпионами. В противном случае на Пленуме ЦК ВКП (б) Иосиф Виссарионович будет смещён. В прямую это Сталину, конечно, не говорили, но прозрачно намекали.
Следующую атаку секретари рескомов и обкомов повели на летнем Пленуме ЦК ВКП (б), который проходил 23 – 29 июля 1937 года. Сталин дрогнул, и нарком НКВД Николай Ежов издал знаменитый приказ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». По этому приказу в республиках, областях и районах предписывалось создавать внесудебные тройки в составе: секретарей райкома, районного начальника НКВД и прокурора. Эти тройки начнут рассматривать уголовные дела по статье 58 (антигосударственная деятельность) УК СССР.
Кроме того из центрального аппарата Народного комиссариата внутренних дел во все территориальные органы НКВД высылались разнарядки, сколько «врагов народа» должно быть расстреляно, а сколько посажено в лагеря и тюрьмы. Вот когда Николай Ежов припомнил марийцам своё обидное прозвище «Изи Мюклай». Управление НКВД по Марийской АССР получало разнарядку на расстрел по ст. 58 УК СССР вдвое больше, чем другие территориальные управления.
В Советском Союзе начались кровавые репрессии, а в Западной Европе немецкие люфтваффе отрабатывали тактику для будущей войны. 26 апреля 1937 года легион «Кондор» германских ВВС после многочасовой бомбёжки разрушил испанский город Гернику. Начальник внешней разведки ГУГБ НКВД Абрам Слуцкий докладывал Сталину, что Гитлер рассматривает Испанию как военный полигон. О работе советской внешней разведки увлекательно рассказывается в книге Евгения Горохова «Несколько дней из жизни скучного человека». Книгу можно скачать на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/
Во второй половине 1937 года маховик репрессий в СССР раскрутился на полную мощность. Теперь от репрессий не был застрахован никто: от рабочего и колхозника, до первого секретаря райкома партии. Сталин видел, что складывается опасная ситуация, но он не делал резких движений, чтобы самому не оказаться в жерновах репрессий. Он нашёл выход из ситуации. Об этом расскажу в следующей статье.