Вы бы хотели жить в обществе ненормальных людей? Агрессивных, эмоциональных, вспыльчивых, огрызающихся на любое, даже вежливое замечание. Вечно ищущих всяких адреналиновых приключений. Людей, устраивающих драки, гоняющих на мотоциклах, «дрифтующих» на машинах. Думается, едва ли. Тем более что всякий криминал, общественные и прочие конфликты, войны нам всем надоели хуже горькой редьки.
Но, увы, очень многие мамочки сейчас делают для такого нашего будущего все возможное. При этом будучи искренне уверенными, что они нежно заботятся о своих «зайках».
— Очень много гиперактивных детей. Эмоциональных, агрессивных, неспособных полчаса усидеть на месте! — отмечает челнинский детский невролог с многолетним стажем .
Она говорит о детях от двух и примерно до 12-13 лет. До подросткового возраста. В подростковом возрасте гиперактивность видоизменяется: дети становятся экстремалами, ищут рискованных занятий, влезают в драки.
Причин у гиперактивности много, в том числе и всякие нервные расстройства. Но, пожалуй, первое место среди всех причин занимает поведение их родителей. Прежде всего мам.
Гиперопека. Это те самые мамы, которые постоянно сюсюкают со своими детьми, слишком заботливо за ними ухаживают, сами за них все делают.
— В итоге в шесть-семь лет дети ведут себя как трехлетние. Это задержка в развитии, — говорит Набиева.
Доктор отмечает, что гиперопекающие мамы — это, пожалуй, самый сложный вид родителей. Потому что такие мамы искренне уверены в том, что они все делают правильно, и никого не хотят слушать. Что ж, просто придется привести один не совсем вежливый пример, когда мать довела сына до нервного срыва и только после этого поняла, что свое отношение к ребенку надо менять.
У этой мамочки двое сыновей, одному из которых 12 лет, а другому — восемь. Братья сводные. Старший — папин от первой жены. Второй — мамин. Мама любила обоих как родных, но с младшим постоянно сюсюкала и заигрывала как с маленькой «лялькой». Ей почему-то нравилось называть младшего «ласточкой». Когда она сообразила (ее с трудом в этом убедил младший сын), что «ласточка» больше подходит девочке, то решила видоизменять слово. «Ластоперик», «ластопуша».
Как-то в доме были гости. Кто-то из них услышал слово «ластоперик» и спросил, а что оно значит? Старший брат звонким голосом расшифровал: «Пердун в ластах!».
Младший брат горестно, отчаянно зарыдал. Он не просто громко зарыдал, а с ним случилась истерика. От бессилия. Ведь он столько времени пытался объяснить матери, что он уже не «лялька» и ему такие обращения не нравятся. Взрослые кинулись успокаивать мальчика и наперебой объяснять матери, какая она дура. Мать наконец-то и сама это поняла. Но психологическая травма, нанесенная мальчишке, явно осталась в его памяти надолго.
Семейный психолог рассказала другой показательный случай. Она проводила тренинг с 15-летними подростками и предложила ребятам сочинить лозунг, с которым бы они хотели обратиться к своим родителям. Мудрость одного из парней просто поразила маститого специалиста.
— Он написал: «Дали жизнь — дайте жить!», — сказала Зуева.
Набиева тоже обращает внимание на то, что мамам, как бы они ни любили своих чад, ни в коем случае нельзя подменять своими представлениями о том, как правильно, своей заботой жизнь ребенка.
— С первого часа его жизни разговаривать с ребенком надо как со взрослым человеком. Нормальными словами, чтобы нормально развивалась его речь, — отмечает специалист.
То есть вы, конечно, можете «агукать», заигрывать, но произносить слова надо нормально. И обращаться к ребенку надо не уничижительно, а уважительно, потому что он хотя еще и маленький, но уже личность!
— В полтора года соску надо выбросить! К году, максимум к полутора годам ребенок должен научиться пользоваться ложкой сам. К двум, максимум двум с половиной годам он должен самостоятельно пользоваться горшком. Он должен уметь самостоятельно снимать и надевать нижнюю часть одежды: носочки, штанишки, — поясняет доктор.
Верхнюю часть одежды мама или папа могут помогать надевать и снимать. Но только помогать, а не одевать самим! То же касается и обуви.
Еще одна большая ошибка родителей — неуемное стремление сделать детей «вундеркиндами». Доктор имеет в виду стремление как можно раньше отдавать детей в школы и студии раннего развития.
— Ребенок еще и разговаривать не умеет, а его уже водят в «развивашки»! — недоумевает Набиева. — С двух до пяти лет ребенок должен как можно больше физически активничать. Бегать, прыгать, скакать, играть в подвижные игры. А если вы хотите его отдать в «развивашку», то делать это надо только тогда, когда ребенок научится правильно и свободно говорить. И не в ущерб физической активности.
Еще одна причина гиперактивности — неправильное питание, утверждает специалист.
— Конфетки-печеньки, сладкая газировка. И много чего еще сладкого. Когда сахара в детский организм поступает слишком много, ребенок становится эмоциональным, возбудимым, — объясняет Румия Рашитовна.
Поэтому специалист советует ограничить количество сладостей в рационе детей, чтобы уберечь их от излишней активности и эмоциональности.
А что же делать с уже гиперактивными детьми? Ответ — как можно больше физической активности.
— Их надо отдавать в спортивные секции. В игровые виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Туда, где как можно больше движения, — советует специалист.