Оценить значение 1940 года, в его развороте от слов к практическим шагам в сторону войны, невозможно без возвращения к европейской политике 1939 года.
Не настаиваю на своем, но при всем трагизме 1939 года, многое в тот год было больше инсценировкой, чем реальностью.
Инсценировкой для Англии и Франции, реальностью для прочих европейских стран.
В отличие от предшествующего, 1940 год стал годом действий в неизбежность мировой войны.
Советский Союз стремился остаться в стороне от капиталистических военных междоусобиц, более чем кто либо, осознавал вероятность обращения локальных европейских войн в агрессию против страны советов.
Инсценировка в международной политике дело не новое, ординарное.
А тут весь 1939 год был соткан из политической лжи, обманов, провокаций, породивших взаимное недоверие и враждебность практически всех государств довоенной Европы.
В самом начале 1939 года, 27 февраля, правительства Англии и Франции признали легитимным правительство Франко в Испании.
Зачем, если Франко вошел в Мадрид только 28 марта того года?
Если знали, что политическое лицо Франко направлено в сторону германского национал-социализма и итальянского фашизма?
Учит ли история политических ошибок следующие поколения?
Зачем надо было России признавать власть национал-сионистов, узурпировавших после государственного переворота в 2014 году власть на Украине? И которые тут же развязали кровавую гражданскую бойню восточных территорий страны.
С 7 по 18 апреля 1939 года Италия войной оккупирует Албанию.
В это самое время, то есть 13 апреля, Англия и Франция гарантируют Греции и Румынии безопасность границ.
Англия и Франция, чей совместный военный флот по мощи не имел себе равных, не послали в греческие или румынские территориальные воды даже пары старых эсминцев.
Тогда же, 15 апреля 1939 года, президент США Рузвельт направляет Гитлеру и Муссолини мирное послание, а фактически уведомляет о нейтралитете его страны по отношению к их дальнейшим агрессиям в Европе.
Раздача западными державами гарантий Румынии, Греции, Польше и политика невмешательства США окончательно развязали руки Гитлеру.
28 апреля 1939 года Германия разрывает договор о нейтралитете с Польшей.
В тот же день, 28 апреля 1939 года, Германия обратилась с предложениями заключить договоры о ненападении с Эстонией, Латвией, Финляндией, Данией, Швецией и Норвегией.
Отклонили германское предложение только Дания, Швеция и Норвегия.
Почему предлагались договоры о ненападении, а не о военном союзе?
К 1939 году во всех европейских государствах легально действовали профашистские националистические организации и даже политические партии.
Во Франции и Англии радикалы сидели в парламентах.
В Норвегии национал-фашистская партия "Национальное собрание" В.Квислинга, в Финляндии фашистское движение Виитури Косола и Вилхо Аннала по итальянскому образцу, В Эстонии аналог финских фашистов "Союз борцов за свободу", в Латвии установлен фашистский режим диктатора Ульманиса......, и так по всей Европе (а так же в США и ряде стран Южной Америки).
Радикалы внутри европейских государств действовали в интересах Германии и Италии (истории с Австрией, Словакией, Болгарией).
"В не меньшей степени его (Гитлера, автор) ободряла пассивность французов. Поскольку они с такой готовностью предали своих чешских союзников, обладавших наиболее боеспособной армией из всех малых государств Европы, казалось невероятным, чтобы французы пошли на войну ради защиты кого-либо из своих оставшихся союзников в Восточной или Центральной Европе".
Б.Л. Гарт Статья в "Истории второй мировой войны" Лондон. Великобритания. 1969 г.
19 мая 1939 года Франция и Польша подписывают договор о военном союзе.
За политикой Францией стоит Англия.
Это понимают в Германии, и 28 мая 1939 года Гитлер разрывает с Англией "Морское соглашение" 1935 года.
Казалось бы, это конец миру западных держав с Германией.
Но нет, в июне-августе того же года в Лондоне ведутся секретные переговоры представителями правительств Англии (Франции) и Германии.
А 2 июля, по инициативе Англии, подписывается Англо-Японское соглашение о признании японских интересов с Китае.
Англия помнит, что с 25 ноября 1936 года милитаристская Япония объединилась с нацистской Германией в Берлинском пакте против коминтерна, в первую очередь против СССР.
Значит и это соглашение, ничто иное, как поощрение японского милитаризма к расширению войны против СССР (в августе 1939 года произошла японская провокация на реке Халхин-Гол).
Весной-летом 1939 года Англия и Франция "ни шатко-ни валко" начали предлагать СССР некие договоренности.
"Некие", потому, что из тех англо-французских предложений Сталин усматривал элементы очередной политико-провокационной игры.
Сегодня, в ряду обвинений СССР есть и такое, мол Сталин не пожелал договариваться с англо-французской военной делегацией на Московских переговорах 10-21 августа 1939 года о союзе с Англией и Францией, прервал их без объяснения причин.
В то же время вступил в сговор с Гитлером, подписав ряд германо-советских соглашений.
Нашу страну попрекают в том, что, якобы, 21 августа 1939 года военная делегация англичан и французов предъявила Ворошилову, главе советской военной комиссии, доверенность о полномочиях на заключение соглашений с СССР.
А еще сообщили, мол Англия и Франция согласовали с Польшей проблему пропуска Красной Армии через польскую территорию к германской границе.
На простой вопрос, а где польские представители на переговорах, или Запад повторяет историю с румынским транзитом Красной Армии?
Ответа не было.
К концу 1939 года системой политических провокаций Англия (подписавшая военный договор с Польшей в конце августа) и Франция подвели Германию, Италию и малые европейские страны, оказавшиеся в орбите национал-фашизма, к неизбежности локальных войн и конфликтов.
"Менее всего Гитлер хотел развязать еще одну мировую войну. Немецкий народ и генералы испытывали глубокий страх перед любым подобным риском-опыт первой мировой войны оставил в их памяти болезненные шрамы".
Б.Л.Гарт, там же.
И это не выдумка английского военного историка и теоретика. Такое отношение Гитлера к глобальной войне, по крайней мере в то время, известно из многих источников.
Не предполагали мировую войну и западные политики. Они лишь поощряли агрессоров к движению на Восток.
Война Германии с Польшей, начавшаяся 1 сентября 1939 года, была, опять же, войной двух европейских государств в понимании как Германии, так и Англии и Франции.
Потому-то, за юридическими формальностями объявления войны Германии со стороны Франции, Англии и их полуколоний, не повлекло за собой никаких практических действий.
Практические шаги начались с 1940 года.
Об этом в продолжении.
С уважением к подписчикам и читателям, автор.