Скорочтение:
- Это техника чтения про себя, а не вслух.
Высшие показатели этой техники недоступны, пока ребенок не научится читать вслух качественно выше определенной нормы.
- Скоростное чтение – навык, который нужно постоянно поддерживать. Без тренировок скорость и качество прочитанного будет постепенно снижаться.
- Педагог по скорочтению – не врач, не логопед и не нейропсихолог, поэтому он не всегда способен отличить индивидуальные особенности ребенка от задержек развития, которые препятствуют освоению навыка.
- Увеличение и разгон скорости чтения без учета трудностей приведет к закреплению проблем, уже имеющихся у ребенка.
- При высокой скорости чтение становится четким и акцентированным, но все тонкости описаний мозг не станет удерживать.
- Для обучения скорочтению у ребенка уже должны быть сформированы следующие навыки:
- овладение звуко-буквенными обозначениями;
- овладение послоговым чтением;
- становление приёмов чтения.
Если ребенок не владеет данными навыками, то обучать его скорочтению нет никакого смысла.
Более старшим ребятам, которые уже имеют развитое мышление, представляют прочитанное или прослушанное в образах, уроки скорочтения могут стать полезными.
Плюсы:
- Развивается зрительное внимание и концентрация.
- Улучшается качество подготовки к контрольным и экзаменам за счет возможности обработать больше информации.
- Повышается успеваемость за счет большего объема усваиваемого материала на занятиях и скорости выполнения домашнего задания.
Минусы:
- Поверхностное восприятие прочитанного из-за выборочного прочтения информации и выделения главного из текста. Последнее чревато ослаблением интереса к деталям.
- При скорочтении нет многократного повторения, побуквенного прочтения слов, что в итоге может привести к безграмотности в написании текстов.
- Образная речь развивается слабо, а словарный запас пополняется медленнее, чем при чтении в обычном режиме.
- Привыкнув выделять в тексте лишь важную информацию, ребёнку, возможно, уже не захочется читать книги просто ради удовольствия.
НЕЙРОчтение (коррекция трудностей чтения)
- Диагностику трудностей чтения проводит нейропсихолог, после которой дает полную обратную связь.
- Коррекционный путь преодоления проблемы выстраивается индивидуально.
- С какими проблемами работаем:
- Не сформирован образ букв.
- Замедленное формирование и запоминание образа буквы.
- Несоблюдение последовательности чтения строк, букв.
- Смешения и замены букв при чтении.
- Трудности складывания букв в слоги и слова.
- Трудности переключения со слога на слог, со слова на слово.
- Трудности прочтения и анализа сложных слов.
- Колебание темпа и качества чтения.
- Потеря строки.
- Сниженный темп чтения.
- Неправильная расстановка ударений.
- Угадывающее чтение.
- Несоблюдение пауз и знаков препинания.
- Непонимание смысла прочитанного.
- Трудности удержания в памяти смысла прочитанного.
- Трудности пересказа.
Чтение как езда на велосипеде.
НЕЙРОчтение учит на нем кататься.
Скорочтение – готовит к марафону.