Найти тему
ПоУшиВКино

Сцена боя из триллера “Олдбой” (2003, Oldeuboi) стала культовой и повлияла на голливудское кино

Группы специалистов, ответственные за визуальную часть в "Сорвиголове" и "Стражах Галактики. Часть 3" объясняют, как фильм Пак Чхан-ука (Park Chan-wook), вышедший 20 лет назад, повлиял на постановку боевой хореографии в их проектах.

"Олдбой" Пак Чхан-ука достиг солидного возраста относительно кинематографического контента, и, став старше, он не утратил своей живости и свежести, как в день своего рождения. Это был первый корейский фильм, получивший широкое признание в США, он едва не завоевал Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, положив начало циклу фильмов от корейских коллег, кульминацией которого через шестнадцать лет стала победа в Каннах и на "Оскаре" фильма “Паразиты” (2019, Gisaengchung), созданного режиссёром Пон Джун-хо (Bong Joon-ho), давним другом Пак Чхан-ука.

"Олдбой" – это история человека по имени О Дэ Су, которого без каких-либо объяснений похищают и на годы заточают в тюрьму, похожей на гостиницу, потому что в его "клетке" есть телевизор, письменный стол и привычного вида кровать. Когда его наконец освобождают, он, естественно, стремится отомстить своим похитителям. Правда, которую он обнаруживает, оказывается ужаснее, чем можно было представить.

"Олдбой" привлёк внимание закрученным сюжетом (который сам Пак Чхан-ук называет своим любимым среди всех его фильмов), а также его возмутительными визуальными моментами, например, когда О Дэ Су заглатывает живого осьминога. Но, в частности, сцена драки, снятая одним планом, в которой главный герой в одиночку сражается со множеством вооружённых мужчин в коридоре, оказала глубокое влияние на голливудские экшн-сцены за последние два десятилетия.

Да, первое, что важно отметить, это съёмка одним планом без сокращений или правок. Это передаёт отчаяние главного героя в ходе битвы, когда он постепенно покрывается потом, таким образом, которого мало кому удавалось достичь в предыдущих фильмах, и до которого с тех пор стараются дотянуться постановщики в последующих.

"Реалистичность боя заключается в моментах между движениями действующих лиц," – рассказывает каскадёр Крис Брюстер (Chris Brewster), кто ориентировался на эту сцену боя в коридоре, когда работал в сериале Marvel "Сорвиголова" (Daredevil) 2015 года. "Если вы когда-нибудь смотрели ММА или бокс, то лучшие моменты – это когда бойцы ничего не делают, они просто как бы анализируют друг друга, и это реально так и есть. Когда вы занимаетесь хореографией, я думаю, что многие люди совершают ошибку, убирая любой перерыв в действии, в итоге вы просто получаете действительно классный танец на экране, но он не рассказывает никакой истории. А в "Олдбое" вы ощущаете каждое мгновение того, что чувствует главный герой. Вот почему этот бой попал в историю".

Пак Чхан-ук в интервью для Vanity Fair рассказал, что он и его команда отсняли 15 дублей этого боя, и "нет ни одного дубля, где всё было бы идеально". Но, с другой стороны, именно это отсутствие совершенства и делает сцену такой реальной. "Это прекрасно поставленная хореография, которая показывает несовершенства реального боя," – говорит Брюстер. "Люди поскальзываются. Люди решаются на выпад и понимают, что он был несвоевременным, а он сам переоценил свои силы. Кто-то делает ход, но получает удар в тот же самый момент, словно его просчитали и перехватили удар. Происходит много всего, что не соответствует вашей традиционной хореографии танцевального шага. В бою половинные и прерывистые удары, нарушенный ритм. Все, занятые в этой сцене, просто делают всё это очень хорошо".

У Криса Брюстера большой опыт работы каскадёром, но его самой известной работой стал проект "Сорвиголова", премьера которого первоначально состоялась на Netflix, а позже стал доступен на Disney +. В трёх эпизодах, когда слепой юрист Мэтт Мёрдок (в исполнении Чарли Кокса) привыкает к своей роли борца с преступностью, но ещё не приобрёл свой фирменный красный костюм, он сражается в коридоре со множеством плохих парней.

"Именно режиссёр Фил Абрахам (Phil Abraham) и шоу-раннер Стивен Де Найт (Steven De Knight) в качестве референса для постановки боя использовали драку из триллера “Олдбой" – говорит Брюстер о сцене в "Сорвиголове". "Мы хотели отдать дань уважения фильму, но в то же время попытаться внести некие коррективы, потому что в противном случае это бы стало дурным тоном подражания. Всегда хочется добавить какой-то элемент, которого не было в оригинале. Итак, мы взяли "Олдбой" за лучший мастер-класс, какой только можно получить, и мы подумали над тем, как можно разнообразить операторскую работу и сделать её трёхмерной".

-2

Эта сцена подняла уровень “Сорвиголовы” достаточно высоко, в чём сцена из триллера Пак Чхан-ука сыграла ключевую роль. Многие другие команды каскадёров и кинематографисты, включая режиссёра Джеффа Роу (Jeff Rowe), который летом 2023 года представил анимационный фильм "Черепашки-ниндзя: Погром мутантов" (Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutant Mayhem), и в нём отдали должное динамичной перестрелке, вдохновившись снова работой корейского режиссёра. Возможно, не стоит удивляться, что “Олдбой” так повлиял на супергеройский экшн, поскольку сам Пак Чхан-ук адаптировал фильм по одноимённой японской манге (печатавшейся с 1996 года), написанной Гароном Цутия (Garon Tsuchiya) и проиллюстрированной Нобуаки Минегиси (Nobuaki Minegishi).

В интервью для GQ режиссёр "Стражей Галактики" Джеймс Ганн (Guardians of the Galaxy – James Gunn) назвал триллер "Олдбой" одним из своих любимых фильмов, созданных по комиксам. "Если и есть какая-то сцена, которая выделяется, так это драка в коридоре," – сказал Ганн. "Это стало для меня огромным вдохновением. Вы можете увидеть нашу собственную версию драки в коридоре в третьей части "Стражей".

Как и уже культовая битва, кульминационный бой из третьих "Стражей Галактики" (2023, Guardians of the Galaxy Vol. 3) Ганна также происходит в коридоре, поскольку заглавные супергерои сражаются с группой приспешников своего врага. Это должно было выглядеть как дубль одним планом, но этот бой потребовал гораздо больше технической изобретательности, чем сражения О Дэ Су и Мэтта Мёрдока. "Это чрезвычайно сложный план, на постпродакшн ушёл год," – рассказал VFX-специалист фильма Стефан Черетти (Stéphane Ceretti). Сцена снималась в течение трёх дней, было отснято 18 разных частей, которые потом “сшили” воедино. В фильме это выглядит единым целым.

-3

Итак, технически бой в третьей части "Стражей Галактики" не является непрерывным планом, снятым одной камерой, но команда использовала культовую сцену в качестве ориентира для достижения идеального результата. "Некоторые корейские фильмы стали вдохновением для Джеймса, которые он когда-либо смотрел," – говорит Черетти. "Олдбой” был источником вдохновения, а другим фильмом был "Злодейка" (The Villainess/Aknyeo) 2017 года. Я беспокоился, когда мы снимали, что определённые переходы не всегда будут работать. Когда камера постоянно двигалась, а актёры всё время подпрыгивали, это немного пугало. Но Джеймс всегда говорил, что и в "Олдбое", и в "Злодейка" творят безумные вещи, и никого это не волнует, потому это работает".

Постер к фильму "Злодейка" (The Villainess/Aknyeo) 2017 года, который также служил вдохновением для Джеймса Ганна
Постер к фильму "Злодейка" (The Villainess/Aknyeo) 2017 года, который также служил вдохновением для Джеймса Ганна

Начиная с "Олдбоя", многие хореографы-постановщики экшн-сцен находили в своей истории место для сцены сражения, снятой одним дублем. Но причина, по которой оригинал всё ещё актуален спустя 20 лет и обзавёлся подражателями, заключается в его поразительной креативности, которая органично вытекает из сюжета.

"Одним из ключевых элементов создания эпизода боя, который надолго останется в сознании людей, является оригинальность," – говорит Крис Брюстер. "В триллере 2003 года хореография боя не копировала что-то другое. Постановщики показали энергию, которая требуется герою, чтобы пройти этот путь, а зритель должен был прочувствовать каждый момент этого боя".

Брюстер продолжает: "То, что мы делаем, это форма искусства. Любое искусство вдохновлено другим искусством, но по-настоящему креативные, художественные произведения будут выделяться и запомнятся на долгие годы".

***

Источник:

How the 'Oldboy' hallway fight influenced a generation of action