В этом году исполнилось 86 лет Волгоградскому мемориально-историческому музею, более известному в нашем городе как музей Обороны. А старшее поколение помнит, что музей носил ещё имя И. В. Сталина, и перед ним до начала 60-х высилась фигура вождя. Но речь не об этом. За годы существования музея несколько поколений научных сотрудников собрали и бережно сохранили уникальные коллекции экспонатов: знамёна, награды, оружие периода Гражданской войны.
С первых дней существования музея его директор Владимир Николаевич Алексеев обращался к ветеранам и детям участников обороны Царицына, которых уже не было в живых, с просьбой: помочь пополнить экспозицию музея.
В письме сыну комиссара И. К. Хорошева Николаю он писал: «Организуй сбор оружия, знамён периода Гражданской войны, фото, документов и др. Всё это очень нужно для музея».
Предметы, переданные ветеранами и их родственниками, и стали первыми экспонатами. Передали своё боевое и почётное оружие выдающиеся участники Гражданской войны К. Е. Ворошилов, С. М. Будённый, С. К. Тимошенко, О. И. Городовиков. Но одних реликвий было всё-таки недостаточно. Военно-исторический музей был бы не полным без коллекции огнестрельного оружия, которое использовалось в Гражданскую войну. Поэтому обратились к руководству Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в г. Ленинграде - богатейшего хранилища отечественного и иностранного оружия. Из этого музея в начале 60-х были переданы образцы оружия, в том числе, и такие редкие, как английский пулемёт «Виккерс», австрийский пулемёт «Шварцлозе». Как они оказались в России? Это тоже интересный вопрос. Пулемёт «Виккерс» - аналог русского «Максима». Он был разработан, вернее, доработан знаменитой английской оружейной фирмой Альберта Виккерса совместно с изобретателем пулемёта Хайремом Максимом. В октябре 1895 г. А. Виккерс уже предложил русскому военному ведомству заключить контракт на поставку пулемётов по цене 347 фунтов стерлингов (3266 рублей) за 1 пулемёт, что было очень дорого. Переговоры шли долго, каждая из сторон предъявляла свои условия, а между тем на Тульском оружейном заводе налаживалось производство собственных пулемётов системы Максима. Они составили серьёзную конкуренцию «Виккерсам» и умерили аппетиты англичан. В 1904 г. компания «Виккерс, сыновья и Максим» предлагала русскому правительству пулемёты уже по 60 фунтов стерлингов. Но крупных поставок всё равно не было, так как пулемёт всё ещё нуждался в доработке, а после того, как в 1912 году он был принят на вооружение британской армии, производственные мощности фирмы были задействованы на собственные нужды.
Когда началась 1-я мировая война, союзники России — Англия и Франция— неохотно соглашались разместить у себя русские заказы на пулемёты. И только когда потребности британской армии были в значительной степени удовлетворены, компания «Виккерс» согласилась принять к исполнению российские заказы. Более успешно шли переговоры с компаниями США. Но и здесь Россия опоздала. Производственные мощности уже работали на Англию и Францию. Поэтому из 10 тыс. заказанных пулемётов до 1 января 1917 г. было получено только 128 штук, в апреле 1917 г. – ещё 52, остальные пулемёты поступали в Россию уже во время Гражданской войны в качестве военной помощи белым армиям. Пулемёты «Виккерс» , как более компактные, устанавливались на самолёты и броневики. Пулемёт «Виккерс», находящийся в экспозиции Мемориально-исторического музея, был изготовлен в Англии в 1914 году. Не исключено, что он прибыл в Россию с войсками интервентов в 1918 г., а затем был захвачен Красной Армией, как трофей, или оставлен англичанами при отступлении.
Другой, не менее интересный экспонат музея, австрийский пулемёт «Шварцлозе». Это ещё один образец иностранного оружия периода 1-й мировой и Гражданской войн. Его изобрёл австрийский инженер Андреас Вильгельм Шварцлозе. Пулемёт был значительно проще по конструкции, чем пулемёт Х. Максима и поэтому вдвое дешевле. Однако из-за короткого ствола начальная скорость пули была ниже оптимальной и быстро теряла свою убойную силу. Расчёт в бою был вынужден компенсировать потерю убойности увеличенным расходованием боеприпасов. В этом пулемёте была реализована ещё одна идея конструктора – для более лёгкого извлечения стреляных гильз из патронника, пулемёт был оборудован автоматической маслёнкой. Но во время боевых действий оказалось, что в раскалённом стволе масло подгорало и источало такой удушливый дым, что от маслёнки пришлось отказаться.
Несмотря на определённые недостатки, пулемёт, благодаря своей дешевизне, был принят на вооружение австрийской армии и участвовал в 1-й мировой войне. Как ни странно, но пулемёт «Шварцлозе» послужил и в русской армии.
Историк и знаток русского оружия А. А. Керсновский утверждал: «Трофейные пулемёты стали неплохим подспорьем для пополнения русских войск столь необходимым автоматическим оружием... Выручали австрийские Шварцлозе, переделанные под русский патрон, и, не в такой, правда, степени, германские Максимы...»
Маршал Советского Союза А. М. Василевский вспоминал, как осенью 1915 г. прапорщиком прибыл в 409-й Новохоперский полк Юго-Западного фронта: «Многие солдаты, в частности весь наш полк, имели на вооружении трофейные австрийские винтовки, благо патронов к ним было больше, чем к нашим. По той же причине наряду с пулеметами «Максим» сплошь и рядом в армии можно было встретить австрийский «Шварцлозе».
Россия получала предложения на поставку трофейных «Шварцлозе» и от своих союзников. Так, например, французское правительство предлагало нам пулеметы «Шварцлозе», вывезенные из Сербии. К ним прислали еще 1000 лент. Для снабжения пулеметов патронами калибром 7,92 мм организовали производство их на Петроградском патронном заводе, но сделать это в достаточной мере не удалось. Ежемесячная потребность состовляла 25 млн. штук, а завод на максимуме своей производительности выпускал не более 14 миллионов.
Пулемет «Шварцлозе», экспонируемый в музее, выпущен в 1915 г. и, как трофейное оружие, много лет хранился в фондах Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде, а в 1961 г. был передан в Волгоградский государственный музей обороны.
И еще один редкий, уникальный экспонат – французский пулемет системы Шоша – ветеран 1-й мировой войны. Он был изобретен сравнительно поздно – в 1915 году. Его особенностью был магазин-полудиск на 20 патронов. Россия настойчиво просила принять заказ на изготовление таких пулеметов и для переговоров во Францию выехал один из опытных русских оружейников полковник В.Г. Федоров. В 1916 г. заказ был принят.
Но, как вспоминал В.Г. Федоров: «При посещении завода выяснилось, что работы по изготовлению заказанного количества только что начинаются и что пока всего изготовлено 52 экземпляра названной выше системы...»
По признанию В.Г. Федорова «Ружье-пулемет полковника Шоша, как принадлежащее к системам автоматики с очень длинным откатом, в настоящее время считающимися уже устаревшими, не может быть признано вполне современным образцом».
Кроме того, пулемет был не совсем надежен, чувствителен к загрязнениям. Тем не менее, за время войны Россия закупила у Франции 5700 пулеметов Шоша. После 1-й мировой войны ручные пулемёты системы Шоша приняли на вооружение своих армий Бельгия, Польша, Греция. Во время 2-й мировой войны в результате огромных потерь, германская армия стала использовать трофейное оружие, в том числе и французские пулеметы Шоша.
Можно приводить ещё примеры редких образцов оружия, хранящихся в музее, но, как говорится, лучше всё увидеть своими глазами.
Михаил Миндрин