Япония планирует снять запрет на совместное использование транспортных средств или частный извоз. Такую опцию предлагает, например, Uber. О необходимости изменений власти задумались на фоне нехватки водителей.
- О возможности снятия запрета говорил премьер-министр страны Фумио Кисида. Он назвал нехватку водителей социальной проблемой.
- Поскольку число туристов в Японии быстро растет после снятия коронавирусных ограничений, людям становится все труднее поймать такси в городских районах и туристических местах. Нехватка таксистов также обостряется в регионах, где наблюдается депопуляция.
- Несмотря на это, индустрия такси выступает против внесения изменений в законодательство, опасаясь усиления конкуренции за клиентов. При этом профильная федерация утверждает, что отмена запрета отразится на безопасности перевозок.
- В Японии действуют строгие правила перевозки пассажиров. В том числе это касается установки тарифов. Использовать частные транспортные средства запрещено, а водители обязаны пройти тестирование, чтобы получить лицензию на управление такси.
Контекст
Япония в последние годы столкнулась с серьезной нехваткой водителей как такси, так и другого транспорта.
- По данным профильной федерации, с 2019 года количество водителей в сфере такси сократилось примерно на 20%. В Токио из индустрии ушли около 10 тыс. водителей. По данным отраслевой организации Tokyo Hire-Taxi Association, средний возраст таксистов 58 лет. Многие приходят в профессию в возрасте 40 или 50 лет и работают около 10 лет до пенсии. Если не привлечь в профессию молодежь, пишет Bloomberg, проблема нехватки водителей не будет решена.
- Аналогичная картина наблюдается и в сфере общественного транспорта. С 2012 года число водителей автобусов сократилось на 13 тыс. В итоге местные автобусные компании вынуждены сократить частоту рейсов или вообще отказаться от некоторых маршрутов. По прогнозам представителей транспортной отрасли, к 2030 году нехватка достигнет 36 тыс. водителей.
В мире
Совместные поездки на такси практикуются в некоторых странах. В частности, через сервис Uber.
- Еще в 2015 году компания запустила сервис uberCOMMUTE. Он помогает водителям искать потенциальных пассажиров, которые едут с ними в одном направлении. При этом попутчиков можно подобрать сразу несколько. Это позволит покрыть расходы на бензин и, возможно, заработать.
- Также в некоторых городах работает сервис UberX Share. Выбрав этот вариант, пассажир может получить скидку на поездку, если по пути к нему присоединится еще один человек, едущий в том же направлении. Цель компании не только сделать поездки на такси доступными для большего числа людей, но и снизить количество выбросы, а также уменьшить заторы на дорогах.
- При этом в большинстве стран сохраняется проблема нелегальных такси. В некоторых государствах она стоит очень остро. 24 октября более 100 водителей обратились к властям тайского Пхукета с просьбой принять меры для борьбы с людьми, которые используют частные автомобили для перевозки пассажиров, хотя это нарушает законодательство.
- Поездка с нелегальным таксистом может быть опасна, отмечает британский страховщик Patons insurance. Пассажир не может быть уверен в надежности водителя и его навыках, а также не сможет получить выплаты, если произойдет авария.
В России
В России растет число нелегальных таксистов, но происходит это по другим причинам. Какотмечают «Ведомости», водители отказываются от легализации из-за роста стоимости ОСАГО.
- По данным публичной автоматизированной информационной системы «Такси», в 2022 году количество официальных разрешений на работу уменьшилось на 50 тыс. На 1 июня в реестр было внесено менее 410 тыс. лицензий, при этом в декабре 2021-го их было около 460 тыс.
- Представители индустрии отмечают, что число водителей, занимающихся частным извозом, при этом не уменьшилось. Они просто отозвали лицензии и ушли на нелегальное положение.
- В рамках борьбы с нелегальным извозом 1 сентября была запущена Федеральная государственная информсистема «Легковое такси». Это агрегатор, который содержит сведения о таксистах и о компаниях, в которых они работают. С ее запуском службы заказа такси смогут пускать за руль только водителей с соответствующими разрешениями на работу. Хотя и ранее это ограничение было прописано в законодательстве, его обходили из-за отсутствия контроля и наличия на рынке большого числа самозанятых водителей.