Правительство поручило Минпромторгу ужесточить требования к детским автокреслам. В первую очередь, речь идёт о запрете так называемых "бескаркасных автокресел".
Правительство поручило Минпромторгу до 15 ноября 2023 года подготовить предложения по ужесточению требований к детским автокреслам. В первую очередь речь идёт о полном запрете различных адаптеров ремней безопасности, а также "бескаркасных" автокресел, которые по-прежнему получают сертификаты безопасности и продаются через интернет-магазины как "детские удерживающие устройства". Подобные устройства часто выбирают родители, так как их цена в разы дешевле сертифицированных автокресел.
В 2017 года из ПДД уже была исключена формулировка "иные средства", касающаяся перевозки детей в автомобиле. Сейчас там говорится, что разрешено применять только "детские удерживающие устройства". Это позволило поставить вне закона многочисленные "треугольники", накладки на ремень безопасности, адаптеры и т.д. Однако, вслед за этим начался бум на "бескаркасные автокресла" - производители различными путями сертифицируют эти "тряпки" как детское удерживающие устройства. Многие родители ведутся на дешевизну и покупают такие устройства только ради предъявления ГИБДД "бумажки" - сертификата соответствия, не думая о безопасности ребенка.
На самом деле, конструктивно подобное "автокресло" ничего общего с реальным детским удерживающим устройством не имеет. Бескаркасные детские автокресла не отвечают современным требованиям безопасности. В них отсутствует боковая защита, а также поддержка головы. Из-за отсутствия жесткого каркаса позвоночник ребенка не защищен, поэтому даже легкий удар может завершиться серьезной травмой. По сути, это просто кусок тряпки с лямками, на который Вы сажаете своего ребёнка. И эти же лямки при ДТП травмируют его внутренние органы.
Тем не менее, интернет-магазины и маркетплейсы до сих пор пестрят такими предложениями. В 2022 году портал Avtospravochnaya.com публиковал большой материал, на примере одной из модели "бескаркасного" автокресла. В отзывах многие покупатели выкладывали фото «сертификата», который прикладывается к такому автокреслу. Судя по этому документу, изготовителем продукта являлся швейный завод, расположенный в Ульяновской области (основной вид деятельности – производство одежды и аксессуаров одежды). При этом, сертификат соответствия на продукцию был выдан до 2025 года, а оформлен он лабораторией, которая находится в городе Бишкек Кыргызской Республики.
В ответ на наш запрос мы получили письмо из Росстандарта Ульяновской области:
«Отделом (инспекцией) в Ульяновской и Самарской областях ПУМТУ Росстандарта проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «МАСТЕРШВЕЙ». В результате проверки установлены нарушения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) в части сертификации. По факту выявленных нарушений требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 в отношении юридического и должностного лица возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Стоит отметить, что наказание по части 1 указанной статьи КоАП РФ составляет относительно небольшой штраф:
- для граждан 1-2 тыс. руб.;
- для должностных лиц – 10-20 тыс. руб.;
- для ИП – 20-30 тыс. руб.;
- для юрлиц – 100-300 тыс. руб.
Поэтому, несмотря на то, что были выявлены нарушений требований в части сертификации, данные и аналогичные "автокресла" по-прежнему находятся в открытой продаже. Доступная цена и наличие волшебного "сертификата" играют злую шутку с покупателями, которые готовы экономить на жизни и здоровье детей.
"Производители умудряются получать сертификаты, которые придают адаптерам статус автокресла: эти документы водители предъявляют ГИБДД в доказательство, что ребенок перевозится якобы по правилам. Сертификаты отзывают, но производители получают новые, причем нередко в государствах-членах ЕАЭС. По обращению Росстандарта органы государственного контроля (надзора) государств-членов ЕАЭС отменяют действие таких сертификатов, но это не препятствует быстрому появлению новых сертификатов, выданных в нарушение норм техрегламента", - рассказали в октябре 2023 года Росстандарте.
В 2023 году Роскачество в сотрудничестве с ритейлерами и Росстандартом направило продавцам "бескаркасных автокресел" ряд предостережений: торговые площадки закрывали карточки товаров, Росстандарт штрафовал некоторые магазины. Однако, продавцы по-прежнему обходят закон, размещая товары в категориях "Чехлы", "Автоксессуары", не указывая в названии "автокресло" и т.д. Как рассказали изданию "Коммерсант" пресс-службы маркетплейсов Ozon и Wildberries, сейчас они находят и блокирую такие товары уже в ручном режиме. Тем не менее, количество предложений особо меньше не становится.
"Все эти псевдокресла сертификата получить не смогут, рядом должно стоять предупреждение, что товар для детей не предназначен. Также мы прорабатываем с ГИБДД поправки к ПДД, чтобы еще четче прописать запрет применения адаптеров и треугольников. Нужно найти достаточно корректный термин, чтобы производители "тряпочек" не смогли обойти правила", - пояснила зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.
Именно поэтому, Правительство в 2023 году и дало поручение Минпромторгу проработать ужесточение требований к детским автокреслам. Депутаты Госдумы совместно с ГИБДД также уже работают над поправками к ПДД, исключающими возможность использования любых заменителей автокресел под угрозой штрафа.