Интересный факт. Юрий Алексеевич Гагарин отправился в космос 12 апреля 1961 года. То есть точно в день космонавтики. По удивительному стечению обстоятельств именно в этот день впервые в истории человечества советский лётчик, старший лейтенант ВВС, сразу по приземлению ставший майором, облетел Землю на космическом корабле «Восток» (шутка).
Кстати, столь стремительный рост в воинском звании нагляднейшим образом подтверждает постулаты теорий Эйнштейна об изменении скорости течения времени при космических скоростях. В данном случае в звании «капитан» вместо нескольких положенных лет Гагарин находился всего несколько десятков минут (снова шутка).
Старт Гагарина в космос предваряла тяжелейшая работа советских конструкторов и учёных. Более полусотни собак были отправлены в космос, прежде чем туда полетел человек. Десятки запусков закончились неудачей. И всё же штурм неба продолжался. Ведь дело касалось престижа страны, её государственного строя и положения на международной арене.
Простым людям было почти ничего не известно о том, что к запуску в космос готовится целый отряд космонавтов, которых набрали из лучших советских лётчиков, обладавших богатырским здоровьем и отлично работающей головой. Эти люди были готовы отдать жизнь за свою страну, и очень серьёзно относились к той важнейшей работе, что поручила им Родина…
Как, впрочем, к подобной работе относились и астронавты США. Эти люди тоже были, как правило, военными лётчиками. И действующими, и уже находящимися в запасе.
Все эти героические личности, и с той, и с другой стороны готовы были в любой момент, в любое время суток сесть в космический корабль и полететь к звёздам. Любой из них готов был стать первым, не раздумывая о рисках и возможной гибели.
Политики гнали инженеров вперёд. Престиж, демонстрация превосходства, и в конечном итоге личная власть заставляли принимать необдуманные решения и давить на создателей очень сырой тогда ещё ракетной техники.
Фактически, США и СССР шли, как говорится, в решении задачи отправки человека в космос, «ноздря в ноздрю». И с той, и с другой стороны это прекрасно понимали. Как и то, что победителем в этой гонке выйдет тот, кому просто больше повезёт, и кто возьмёт на себя большие риски.
В итоге так и вышло.
Так получилось, и это выглядит весьма иронично, как и любит частенько делать история человечества, что решение о том, кто должен получить пальму первенства в пилотируемой космонавтике, фактически означавшую, что человек стал космическим видом, принял представитель (в прошлом) самой чудовищной организации, которая когда-либо существовала на Земле – СС.
Этого человека звали Вернер фон Браун. Именно он впоследствии станет главным конструктором ракеты «Сатурн-5», с помощью которой американские астронавты шесть раз успешно достигнут поверхности Луны.
Так что же такого сделал фон Браун? Да ничего особенного. Он просто помог навсегда зафиксировать в истории такой факт: Советский Союз является первой в мире державой, которой удалось отправить человека в космос. И точка. (Этот факт, кстати, несмотря на некоторые попытки оспорить ценность и уникальность космического полёта, совершённого Юрием Гагариным, отдельными гражданами просто в силу того, что СССР был технологически отсталой страной и общей брезгливостью к её достижениям, не оспаривается ни одной страной мира. И официально признан Международной авиационной федерацией).
Вернер фон Браун, с присущей ему немецкой педантичностью, просто решил перестраховаться.
Дело было так.
В США полным ходом шли испытания пилотируемых космических кораблей по программе «Меркурий». И после проблем с ракетой-носителем во время испытательного полета миссии «Меркурий MR-2», состоявшегося 31 января 1961 года, в качестве пилота которой выступал шимпанзе по имени Хам, фон Браун настоял на том, что следующий испытательный полёт должен состояться в беспилотном режиме.
Никогда Штирлиц еще так не был близок к провалу (шутка).
Своим заявлением фон Браун привёл Алана Шепарда (впоследствии ставшего первым астронавтом США, но к его разочарованию, вторым в мире), и других сотрудников НАСА в состояние полного недоумения. Однако бывший эсэсовец настоял на своём.
24 марта стандартная капсула «Меркурия» была запущена и прошла испытания без сучка и задоринки.
Задумайтесь: если бы НАСА проявило волю и отменило решение фон Брауна, вместо беспилотной капсулы полетела бы пилотируемый космический корабль «Freedom-7».
И тогда Алан Шепард стал бы первым человеком в космосе (хотя и не на орбите), опередив полет Юрия Алексеевича Гагарина на три недели.
Однако история не знает сослагательных наклонений. И теперь в её книгах навсегда будут сверкать, словно звёзды в южном небе, такие слова: «Первый человек в космосе наш, советский!»
И это здорово.