Найти в Дзене
Живой Космос

О вкладе фон Брауна в советский космос

Интересный факт. Юрий Алексеевич Гагарин отправился в космос 12 апреля 1961 года. То есть точно в день космонавтики. По удивительному стечению обстоятельств именно в этот день впервые в истории человечества советский лётчик, старший лейтенант ВВС, сразу по приземлению ставший майором, облетел Землю на космическом корабле «Восток» (шутка).

Кстати, столь стремительный рост в воинском звании нагляднейшим образом подтверждает постулаты теорий Эйнштейна об изменении скорости течения времени при космических скоростях. В данном случае в звании «капитан» вместо нескольких положенных лет Гагарин находился всего несколько десятков минут (снова шутка).

     Релятивистские эффекты позволили Юрию Алексеевичу в кратчайшие сроки стать полковником. Из открытых источников.
Релятивистские эффекты позволили Юрию Алексеевичу в кратчайшие сроки стать полковником. Из открытых источников.

Старт Гагарина в космос предваряла тяжелейшая работа советских конструкторов и учёных. Более полусотни собак были отправлены в космос, прежде чем туда полетел человек. Десятки запусков закончились неудачей. И всё же штурм неба продолжался. Ведь дело касалось престижа страны, её государственного строя и положения на международной арене.

Простым людям было почти ничего не известно о том, что к запуску в космос готовится целый отряд космонавтов, которых набрали из лучших советских лётчиков, обладавших богатырским здоровьем и отлично работающей головой. Эти люди были готовы отдать жизнь за свою страну, и очень серьёзно относились к той важнейшей работе, что поручила им Родина…

Как, впрочем, к подобной работе относились и астронавты США. Эти люди тоже были, как правило, военными лётчиками. И действующими, и уже находящимися в запасе.

Все эти героические личности, и с той, и с другой стороны готовы были в любой момент, в любое время суток сесть в космический корабль и полететь к звёздам. Любой из них готов был стать первым, не раздумывая о рисках и возможной гибели.

Политики гнали инженеров вперёд. Престиж, демонстрация превосходства, и в конечном итоге личная власть заставляли принимать необдуманные решения и давить на создателей очень сырой тогда ещё ракетной техники.

Фактически, США и СССР шли, как говорится, в решении задачи отправки человека в космос, «ноздря в ноздрю». И с той, и с другой стороны это прекрасно понимали. Как и то, что победителем в этой гонке выйдет тот, кому просто больше повезёт, и кто возьмёт на себя большие риски.

     Космическая гонка Где-то на границе Пакистана и Индии. Из открытых источников.
Космическая гонка Где-то на границе Пакистана и Индии. Из открытых источников.

В итоге так и вышло.

Так получилось, и это выглядит весьма иронично, как и любит частенько делать история человечества, что решение о том, кто должен получить пальму первенства в пилотируемой космонавтике, фактически означавшую, что человек стал космическим видом, принял представитель (в прошлом) самой чудовищной организации, которая когда-либо существовала на Земле – СС.

Этого человека звали Вернер фон Браун. Именно он впоследствии станет главным конструктором ракеты «Сатурн-5», с помощью которой американские астронавты шесть раз успешно достигнут поверхности Луны.

Так что же такого сделал фон Браун? Да ничего особенного. Он просто помог навсегда зафиксировать в истории такой факт: Советский Союз является первой в мире державой, которой удалось отправить человека в космос. И точка. (Этот факт, кстати, несмотря на некоторые попытки оспорить ценность и уникальность космического полёта, совершённого Юрием Гагариным, отдельными гражданами просто в силу того, что СССР был технологически отсталой страной и общей брезгливостью к её достижениям, не оспаривается ни одной страной мира. И официально признан Международной авиационной федерацией).

Вернер фон Браун, с присущей ему немецкой педантичностью, просто решил перестраховаться.

Дело было так.

В США полным ходом шли испытания пилотируемых космических кораблей по программе «Меркурий». И после проблем с ракетой-носителем во время испытательного полета миссии «Меркурий MR-2», состоявшегося 31 января 1961 года, в качестве пилота которой выступал шимпанзе по имени Хам, фон Браун настоял на том, что следующий испытательный полёт должен состояться в беспилотном режиме.

     Капсула космического корабля «Меркурий». Из открытых источников.
Капсула космического корабля «Меркурий». Из открытых источников.

Никогда Штирлиц еще так не был близок к провалу (шутка).

Своим заявлением фон Браун привёл Алана Шепарда (впоследствии ставшего первым астронавтом США, но к его разочарованию, вторым в мире), и других сотрудников НАСА в состояние полного недоумения. Однако бывший эсэсовец настоял на своём.

24 марта стандартная капсула «Меркурия» была запущена и прошла испытания без сучка и задоринки.

Задумайтесь: если бы НАСА проявило волю и отменило решение фон Брауна, вместо беспилотной капсулы полетела бы пилотируемый космический корабль «Freedom-7».

И тогда Алан Шепард стал бы первым человеком в космосе (хотя и не на орбите), опередив полет Юрия Алексеевича Гагарина на три недели.

Однако история не знает сослагательных наклонений. И теперь в её книгах навсегда будут сверкать, словно звёзды в южном небе, такие слова: «Первый человек в космосе наш, советский!»

И это здорово.