Без преувеличения - великого Советского Союза уже нет более 32 лет, но современная отечественная инженерно-конструкторская мысль продолжает жить и существовать. А существует она исключительно на советском наследии.
И если в гражданской авиации на смену пассажирским самолётам Ил-96 и Ту-154 пришёл Ту-214, Суперджеты-100 и уже совсем скоро МС-21-310, - и без того, вызывающие у многих вопросы. То вот новости с заменой старого доброго и навеки надёжного советского АН-2 разделили многих на два лагеря. Одни считают, что нет ничего надёжнее советского кукурузника и это просто растрата денег, другие - что он давно себя изжил и стране нужны новые легкомоторники.
В этой статье, я как раз и хочу рассказать о том самом новичке, - перспективном отечественном легкомоторном многоцелевом самолёте - ЛМС-901 «Байкал».
ВСЁ ИДЁТ К ТОМУ, ЧТО«БАЙКАЛ» ПОСТЕПЕННО ЗАМЕСТИТ АН-2!
Только с одной большой оговоркой. Первые Байкалы пока, что не будут перевозить людей. Новые самолёты, скажем так, "обкатают" для полётов нашей авиалесоохраны и санитарной авиации.
Первые «Байкалы» поставят в дальневосточную авиакомпанию «Аврора» в 2025 году. Пока их выпустят всего десять (5 в 2025 и ещё 5 в 2026 году) на общую сумму контракта в 55 миллиардов рублей. В общей сложности «Аврора» получит 105 таких самолётов, а к 2030 году их количество планируется довести до 154 единиц.
- ЛМС-901 «Байкал» - это новейший российский лёгкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт.
Уральский завод гражданской авиации (г. Екатеринбург) выиграл конкурс на разработку будущего самолёта. Испытательные полёты прошли успешно, сертификация завершилась, а дальше товарищи, только серийное производство.
ЕГО ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- Тип самолёта: лёгкий многоцелевой;
- Длина, ширина и высота самолёта: 4. 9 х 1. 5 х 1. 67 метров.
- Двигатель: ВК-800С (турбинный однодвигательный) + сам воздушный винт АВ-410В;
- Его мощность: 800 л. с.
- Масса пустого самолёта: 2 тысячи 40 килограмм.
- Его максимальная взлётная масса: 4 тысячи 800 килограмм.
- Его максимальная дальность полёта: 3 тысячи километров.
- Дистанция взлётного и посадочного разбега: 220/195 метров.
- Посадочная скорость: по факту составляет: 115-120 км/ч.
- Его максимальная крейсерская скорость: 300 км/ч.
- Максимальная полезная нагрузка: 2 тысячи килограмм.
- Максимальный запас топлива: 1 тысяча 720 килограмм.
- Показатели среднего расхода топлива: 128 кг/ч.
- Размах и площадь крыла: 16,5 / 28,7 метров.
- Пассажировместимость: 9 человек (из которых - двое пилотов).
ЗАМЕНИМ ЛИ НАШ СОВЕТСКИЙ АН-2?
Однозначно это спорный вопрос. Разработанный в АНТК Антонова и совершивший свой первый полёт в далёком 1947 году он и по сей день надёжно служит в рядах нашей малой авиации. Вот только малый и краткий перечень преимуществ этого самолёта:
- Применяем везде и у всех! И в правду ведь, универсальная машина! Его используют везде: в авиалесоохране, чтобы локализовывать и ликвидировать пожары, в медицинских целях. С помощью Ан-2, по сей день обрабатывают сельскохозяйственную культуру, сбрасывая с воздуха реагенты.
- Полезность. Хорошее и слово и свойство не правда ли? Особенно для малой авиации, например на Дальнем Востоке, где нужно доставить пассажиров из труднодоступных районов на небольшие расстояния.
- Большая выживаемость. Например в экстренных ситуациях, когда отказывает двигатель (напомню, что закрылки расположены не только на верхнем, но и на нижнем крыле), высокая подъёмная сила, создаваемая крыльями Ан-2, позволяет ему совершить безаварийную посадку. Это говорит только о том, что этот самолёт надёжен.
- Ремонтопригодность. Ан-2 спроектирован таким образом, чтобы в нём можно было добраться к любой уязвимой детали. То есть, даже в полевых условиях его можно спокойно отремонтировать. Если экипаж обученный, то ему не составит труда даже наладить элементы управления крыльев!
Напомню, что в 2024 году легендарному кукурузнику исполнится 77 лет!
Да и где его только не выпускали. Кроме СССР, его производили в Польше и в Китае (там по-прежнему их штампуют). Лишь по самым скромным оценкам экспертов почти за более чем полувековой период их произвели более восемнадцати тысяч! Сколько таких копий у китайцев сегодня, я даже боюсь предположить.
ЧТО С ТОГО
С одной стороны - перечислять преимущества легендарного самолёта можно, что называется"до завтра". По факту это триумф авиационной мысли Советского Союза. Спрашивается, а зачем придумывать ещё что-то новое, когда мы можем модернизировать хорошее «старое». Ведь это хорошее старое надёжно - раз, и работает по сей день - два!? Целесообразно ли сейчас вкладывать и тратить огромные деньги в такой же самолёт, который по характеристикам будет разве что ненамного лучше советского аналога?
С другой стороны - давайте немного подождём, ведь выпускают их сейчас пока лишь штучно. Увидим, как спустя годы себя зарекомендует этот Байкал, который: первое - должен быть надёжен и безопасен, второе - полезен, и третье - экономичен.
А как вы считаете, нужен ли нашей стране новый легкомоторный самолёт?
Читайте также на канале: