Доброе утро товарищи. В этой статье хочется поговорить о том будет ли удачным новый легкомоторный самолёт ЛМС-901 "Байкал", который по идее должен будет заменить советский Ан-2 обсудить его недостатки и понять, нужен ли этот самолёт нам сегодня.
Как мы знаем советский кукурузник используется не только для малой гражданской авиации, он тушит пожары, обрабатывает растворами сельхоз угодья, необходим для военной авиации, его используют спасатели, санитары, а также он необходим для аэрофотосъёмки. За всё его существование был даже создан опытный экраноплан! Сможет ли новый российский «Байкал» быть таким же полезным, использоваться и решать задачи различной степени. Давайте подождём и посмотрим, заявлено то ведь, как многоцелевой.
НЕДОСТАТКИ ЛМС-901 БАЙКАЛ:
- Дорогое ТО. Не вижу смысла объяснять. Обслуживание нового легкомоторника безусловно выльется в копеечку и по сравнению с обслуживанием Ан-2 будет значительно дороже. Ведь Ан-2 - самолёт неприхотливый и универсальный. Он имеет бесчисленное количество модификаций и то, что на него можно установить: поплавки и средства для посадки на воду и на заснеженные участки.
- Безопасность. К слову советские АН-2 спокойно приземляются на достаточно короткую полосу абсолютно в любое забытое Богом место. Хорошо, но где взять, хотя бы 300-400 метров полосы в нашей деревне для посадки ЛМС-901?
- Недостаток в схема шасси с хвостовым колесом. Да она просто ни для кого не удобная! У нас есть заявленная посадочная скорость нового Байкала в 115-120 км/ч, если учесть этот факт, то однозначно уже имеется существенный риск, что если пилот будет интенсивно "тормозить" самолёт, то он запросто может встать на нос. Тут уже вопрос упирается в посадочные грунтовые полосы.
- Гарантий нет и такой выпуск для России ничтожно мал. Во-первых завтра их строить не станут и даже те 10 единиц, которые планируют построить в 2024 году, говорит о том, обкатывать его начнёт не в гражданских целях, а для нужд санитарной авиации и авиалесоохраны. Даже при всех самых оптимистичных заявленных темпах, (а заявлено выпускать их по 50 единиц в год), - чтобы полностью вытеснить авиапарк Ан-2 потребуются десятилетия. Ан-2, как мы понимаем, конечно же продолжит летать ещё долгие и долгие годы.
Вот элементарная статистика: чтобы Байкалом заменить советский кукурузник даже за 10 лет с 2024 по 2034 годы нужно выпускать хотя бы по 100 единиц в год, вместо планируемых 50-ти. Сегодня авиапарк Ан-2 в России составляет порядка 1200-1400 тысяч Ан-2. А за почти уже 80-ти летнюю историю (в среднем примерно по 230 штук в год выпускал Советский Союз) было выпущено где-то 20 тысяч кукурузников.
БУДЕТ ЛИ УДАЧНЫМ РОССИЙСКИЙ «БАЙКАЛ»?
Я хоть и дилетант в авиации, но давайте сравним технические характеристики двух самолётов. Из преимущества в пользу «Байкала» мы имеем следующее: дальность полёта (на 2100 километров дальше), выше скорость (у Ан-2 его максимальная скорость 190 км/ч), увеличенный запас топлива (у Ан-2 это 1240 литров). Ну и ещё одно преимущество, это то, что «Байкал» фактически на тонну легче своего соплеменника.
А вот пассажиров (без учёта экипажа) в виду безопасности полёта стало меньше на три человека. У Байкала - девять пассажиров, у Ан-2 - двенадцать.
ВОПРОСЫ К НОВОМУ САМОЛЁТУ
Серийное производство этого самолёта предполагается развернуть, как я понимаю не в следующем, а вероятнее всего в 2025-2026 году. Не знаю, какое количество будет точным, ведь говорить одно сейчас, о чём там договорились, как показывает практика в нашей стране - это ещё не значит утверждать, что если к примеру договорились выпускать 30 в год, все 30 будут в срок выпущены и обязательства перед компаниями заказчиками исполнены.
У меня возникает два вопроса. Стоимость российского Байкала составляет примерно 140-150 миллионов рублей, а стоимость лётного часа - примерно 40 тысяч рублей. У Ан-2 эти цифры наверняка в десятки раз меньше. А сколько кукурузников продано, например той же Румынии? Южной Корее, Лаосу, Северной Корее, Беларуси - более 300 единиц. Даже боюсь представить сколько продано Китаю, Македонии, Сербии и Вьетнаму. Хотя китайцам были проданы лишь технологии, чтобы они научились потом делать копии. Про безвозмездную помощь странам бывшего СССР может даже не заикаться. Но товарищи, кому будет продавать Россия свои новые «Байкалы» кроме внутреннего рынка, Беларуси и может быть ещё двум-трём странам в единичных экземплярах?
Второй даже не вопрос. Давайте просто подождём и поживём. Увидим, как спустя годы себя зарекомендует этот самолёт. который должен быть безопасен и надёжен, экономичен и полезен.
ЧТО С ТОГО:
Захотели новый самолёт построить и Ан-2 себя просто напросто изжил!? - так привлекайте отечественных специалистов, налаживайте заводскую кооперацию. И тогда детали и комплектующие всех узлов и компонентов нового самолёта будут отечественными, а не эти все "интер-корпоративные завлекаловки".
"Гладко было на бумаге, да забыли про овраги", рисовать сейчас умеют все, а делать изделия на века мог только - Союз Советских Социалистических Республик! Хочется верить, что новые самолёты будут востребованы и очередные обещания в нашей авиа-отрасли не будут просто очередными нереализованными амбициями!
Читайте также на канале: