Найти в Дзене

Правила детской безопасности: чему нужно научить ребенка, чтобы быть за него спокойным

Оглавление

Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению в разных жизненных ситуациях — постепенно, шаг за шагом. Тогда он будет готов и в первый класс пойти, и на пару часов без родителей дома остаться, и в лагерь на неделю поехать.

Начнем с базы. Ребенок должен запомнить несколько правил, как вести себя на улице:

  • Нельзя выходить на проезжую часть.
  • Стоит ходить по центру тротуара, не приближаясь к дороге, кустам и заброшенным домам.
  • Важно переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора, даже если другие люди поступают иначе.
  • Не разговаривать с посторонними, ничего у них не брать и никуда за ними не идти.
  • Громко кричать, просить о помощи, если незнакомый человек пытается увести или затащить в машину.
  • Не стоит заходить с незнакомцами в лифт.
  • Нужно говорить «нет» сверстникам и ребятам постарше, если они хотят втянуть в опасную ситуацию или заставляют делать что-то против воли.

Чтобы спокойно оставлять ребенка дома одного, он должен знать следующие вещи:

  • Куда звонить в случае экстренных ситуаций — нужно записать номера родителей, экстренных служб и близких, кто живет по соседству.
  • Кому можно открывать дверь — обычно это люди из категории «близкие». Остальных ни в коем случае нельзя впускать.
  • Не нужно говорить посторонним, что ребенок дома один.
  • Как пользоваться бытовой техникой: чайником, микроволновкой, плитой, стиральной машиной и т. д. Даже если ребенок не планирует стирку и готовку, он может случайно задеть кнопки. Так что полезно знать, как выключить устройство.

В школе, на секции или детском лагере нужно познакомить со всеми «надежными» взрослыми. Не только с основным преподавателем, но и его помощниками, вожатыми и т.д. Только с ними можно вступать в диалог. Кроме этого объяснить, что:

  • Нельзя уходить из класса без предупреждения взрослых.
  • На улице стоит находиться только в присутствии других детей, педагогов, тренеров.
  • В случае конфликтов со сверстниками, нужно рассказать об этом учителю.
  • Если преподаватель ведет себя неподобающим образом, стоит сразу позвонить родителям.

Как правильно разговаривать с ребенком?

Психологи советуют проводить беседы о безопасности в естественной, непринужденной обстановке. Например, во время прогулки, утренних сборов или перед сном. Не превращать это в лекции с обязательным конспектом и вопросами: «Ты точно все понял? Пока не покажешь, как надо делать, никуда не пойдешь». Ребенок ожидаемо раздражается и злится. В лучшем случае — скажет и сделает то, что от него ждут, лишь бы поскорее закончить разговор.

Что еще рекомендуют эксперты?

Делить людей на «близких», «знакомых» и «посторонних». Это ребенку легче понять, чем разделение на «плохих» и «хороших». Нужно обозначить круг людей, которые относятся к каждой категории, и объяснить правила взаимодействия. Близким мы доверяем, принимаем от них подарки и можем куда-то пойти, не спрашивая разрешения. Это ограниченное число лиц: например, бабушка и дедушка, родная тетя, ближайшие друзья семьи. К знакомым относятся учителя, врачи, соседи и т.д. С ними мы вежливо общаемся, но не позволяем себя обнимать, целовать или уводить куда-либо. Посторонние — это все остальные. Они не должны подходить к чужим детям. Их можно игнорировать и вести себя невежливо, если незнакомцы нарушают это правило. А если хватают за руки, пытаются куда-то увести, нужно убегать, кричать и всячески привлекать к себе внимание.

Задавать вопросы и обсуждать разные ситуации. «Как думаешь, если человек улыбается и вежливо говорит — он всегда хороший?» «К кому ты обратишься за помощью в супермаркете?» «Как бы ты поступил в ситуации, когда на твоих глазах силой пытаются увести ребенка?» Это стимулирует мышление ребенка. Он самостоятельно приходит к выводам, поэтому запоминает их лучше, чем нравоучения.

Рассказывать истории. Прорабатывайте в них разные аспекты, как в терапевтических сказках. Например, сделайте отрицательным персонажем улыбчивую вежливую бабушку, которая просит провести домой или прикидывается родственницей. Опишите разные модели поведения детей в подобных ситуациях, показывая как надо и как не надо.

Предложить ребенку быть в роли учителя. Предложите научить правилам безопасности кого-то помладше. Пересказы хорошо закрепляют знания и навыки. А еще мотивируют ребенка самому придерживаться их.