18,7K подписчиков

Куда уходили деньги из кассы апостольской общины и сколько динариев похитил Иуда Искариот? Проводим расследование...

124 прочитали

Апостолы из числа 12, будучи призванными Спасителем, уже не работали, но жили на пожертвования доброхотов. Кого именно? Христу, как известно, служили материальными благами Мария Магдалина (из которой Он изгнал 7 бесов), "Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова" (Лук.8:3), Сусанна. А также Никодим (Иоан.19:39), Иосиф Аримафейский (Матф.27:57) и многие другие.

Денежные пожертвования в апостольской общине хранились не в поясе и не за пазухой (обычные хранилища денег в мире Ветхого Завета), а в специальном ящике (прямо, как в храме), приспособленном для ношения на себе. Этот ящик был доверен.. Иуде Искариоту. Согласно Иоанну Богослову, Иуда имел этот денежный ящик всегда при себе и "носил то, что в него опускали" (Иоан. 12:6).

Иуда Искариот с денежным ящиком. Рисунок. Изображение взято в отрытых источниках.
Иуда Искариот с денежным ящиком. Рисунок. Изображение взято в отрытых источниках.

В апостольской общине сделавшийся предателем Искариот занимал довольно важное место казначея (и, возможно, эконома). Именно он, Иуда, держал в руках материальные блага апостолов. Именно он выделял деньги на все насущные нужды своих товарищей, в том числе и на нужды самого Христа .

Вот тут-то и возникает закономерный вопрос: куда уходили деньги из апостольской кассы в те времена? Только ли на нужды самих апостолов? Или же на нужды нищих тоже? А, может быть, пожертвования шли на форс-мажорные случаи? Или похищались? Давайте изучать Писание и разбираться...

1. Нужды апостолов. Четвероевангелие дает четкую детализацию нужд апостолов за все время общественного служения Господа Иисуса Христа (то есть за три года Его жизни: с 30 по 33 год н. э.). По свидетельству евангелистов, апостолы из числа 12 жили очень скромно и умеренно... Вообще, они, как правило, предпочитали пользоваться "бесплатной" помощью друзей (как в случае с одолженным на Вход Господень в Иерусалим ослом). Но если требовалось, платили за еду и жилье, оплачивали церемониал всевозможных религиозных обрядов (например, Пасхи) и государственные налоги.

Покупка еды (конечно, на деньги из ящика) для апостольской общины описывается во всем Четвероевангелии всего один раз. Это происходит, согласно Евангелию от Иоанна, в самарянском городе Сихарь в момент разговора Иисуса Христа с самарянкой Фотиной. Об этом разговоре можно прочитать здесь: 5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца.

Аренда жилья и религиозные обряды. Апостолы никогда не жили ни в тавернах, ни в гостиницах. Хотя, вообще, очень даже могли. В их кассе, согласно Иоанну (Иоан.6:7), бывало не меньше 200 динариев (один динарий - это поденная плата работника в поле). Но, поскольку Христос не знал, где на земле "приклонить голову" (Матф.8:20), то апостолы старались следовать Его примеру.

И все же один раз в год - накануне Пасхи - традиция нарушалась. Ученики Христовы снимали в Иерусалиме дом ровно на одну ночь, чтобы совершить там по чину - с посохами, горькими травами, агнцем и вином - главный иудейский праздник - Пейсах или Пасху ("прохождение мимо"). Деньги на аренду жилья и религиозные обряды смело тратились из денежного ящика. Платил за все, как правило, Иуда Искариот. Это видно из реплики Спасителя на тайной вечере, где Христос говорит Иуде: "Что делаешь, делай скорее" (Иоан.13:27). Спаситель имел в виду предательство, но апостолы подумали, что раз у Иуды был ящик, то, наверно, "Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику" (Иоанн.13:29).

Предательство Иуды. Живопись. Изображение взято в отрытых источниках.
Предательство Иуды. Живопись. Изображение взято в отрытых источниках.

Государственные налоги. Как все законопослушные иудеи, ученики Христовы платили налоги. В том числе и ежегодную подать на храм величиной в одну драхму (серебряная греческая монета; две драхмы равнялись половине сикля). О безусловном послушании налоговому кодексу апостолов и самого Христа мы узнаем из истории о чудесном лове рыбы с монетой (дидрахмой) во рту. Эта монета, как известно, пошла на уплату ежегодной подати на храм (Матф.17:24). Но ничто не мешало апостолам в другие года платить налог деньгами из ящика.

2. Благотворительность. Спаситель учил своих учеников помогать ближним, благотворить им. В Евангелии от Луки Он поучает: "Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых" (Лук.14:13). Апостолы в точности выполняли заповедь Христову, так что всегда имели при себе нуждающихся. Христос по этому поводу говорит: "Нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить" (Мар.14:7). Ученик доказывал, что он ученик, раздавая имущество нищим. Кто не был способен к этому, уходил от Христа... Об этом - здесь: Почему богатый юноша отошел от Христа опечаленным?

В апостольской общине делами благотворительности заведовал все тот же Иуда Искариот. Именно он выделял деньги на милостыню, он же и раздавал эти деньги нищим. Это видно, во-первых, из той же реплики Христа на тайной вечере, где апостолы подумали, что Христос велел Иуде дать "что-нибудь нищим" (Иоан.13:29). Об этом же поведал сам Иуда в Вифании во время инцидента с миром. Казначей здесь выступил против траты мира, предложив "продать это миро за триста динариев и... раздать нищим" (Иоан.12:5).

На нищих, увечных, хромых и слепых из денежного ящика уходили очень большие суммы. Ученики готовы были потратить всё, чтобы накормить алчущих. Об этом повествует реплика апостола Филиппа перед чудесным насыщением хлебами. Он говорит: "Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу" ()Иоан.6:7).

3. Форс-мажорные случаи. В Евангельской истории произошел только один форс-мажорный случай, когда деньги из апостольской кассы были выделены не на еду, обряды, жилье или нищих, а... На войну. Точнее, на приобретение мечей. Купить мечи повелел сам Господь Иисус Христос перед молением в Гефсиманском саду. Спаситель сказал: "Теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч" (Лук.22:36).

Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска. Фрагмент. Изображение взято в отрытых источниках.
Джотто. Поцелуй Иуды. Фреска. Фрагмент. Изображение взято в отрытых источниках.

Апостолы выполнили повеление Своего Учителя и приобрели два меча. Лука свидетельствует: "Они (ученики - Христофор+) сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно" (Лук.22:38). Конечно, прямо здесь не говорится о том, что покупку мечей финансировал Иуда. Но, поскольку в Гефсиманский сад ни один ученик из числа 12 не пришел без одежды, то, получается, именно Иуда и выделил деньги на покупку оружия. При таком раскладе, кстати, становится понятно, зачем понадобились вооружать толпу во дворе первосвященника: Предатель-Иуда знал, что ученики вооружены, и потому вооружил народ.

4. Воровство. А сейчас мы подходим к самой печальной и позорной статье расходов - воровству. Оно, к сожалению, имело место быть в апостольской среде... Среди учеников Христовых, к величайшему несчастью, имелся вор (лишенный, кстати, посмертно, апостольского чина на первом апостольском собрании (Деян. 1)). Этим вором был сам казначей - Иуда Искариот. Согласно Иоанну Богослову, Иуда только прикрывался заботой о нищих. Иоанн говорит, что Иуда заботился о нищих не по долгу, "но потому что был вор" (Иоан.12:6).

По мысли блаженного Августина, Иуда был не простым вором, но вором-святотатцем, поскольку воровал не из простого денежного ящика, но из ящика церковного (Толкование на Евангелие от Иоанна). И погиб вор не тогда, когда решил предать Христа, но гораздо раньше, так как уже "пропащим он следовал за Господом, поскольку шел вослед Ему не сердцем, а телом" (бл. Августин).

Трудно сказать сколько именно денег украл Иуда из ящика... Но по случаю с миром можно предположить, что воровал он крупными суммами, ибо миро, которое хотел украсть Иуда, стоило очень дорого - триста динариев (Иоан.12:5).

Ясно одно. Приобретенные Иудой нечестным путем деньги впрок не пошли. Украденное из ящика Иуда не смог использовать, поскольку как-то очень быстро умер после всего (Деян.1:18). А цену крови Христа - 30 сребреников - предатель сам вернул первосвященникам - потому что совесть загрызла...

Об причинах гибели Иуды - здесь: Почему Искариота не спасло раскаяние?

Читайте также другие статьи:

Где находится золотая земля Офир с копями царя Соломона?

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Была ли блудницей святая Мария Магдалина?

Каким был рост Голиафа и почему израильтяне "ужаснулись" при виде его?

Две райских реки - это Тигр и Евфрат. А где протекают две другие?

Какое растение укрывало пророка Иону от солнца и почему блаженный Иероним был не прав

Кто такой Мелхиседек для чего он встречал Авраама хлебом и... Вином (Быт.14:17-20)