Найти тему
Христофор+

5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца (Иоан.4:5-29)

В предыдущих статьях мы говорили о жене Понтия Пилата Клавдии Прокуле и юноше, убежавшим нагим от воинов в Гефсиманском саду.

О Клавдии Прокуле можно прочитать здесь: здесь: 5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".

О юноше, который убежал без покрывала, здесь: 5 загадок юноши, который во время ареста Иисуса убежал без покрывала (Мар.14:51-52)

Сегодня пойдет речь еще об одном безымянном персонаже Нового Завета - "Самарянской женщине", с которой Господь Иисус долго беседовал возле колодца Иакова в Самарии, когда возвращался из Иудеи в Галилею.

Это происходит между первой и второй Пасхой общественного служения Господа Иисуса Христа. Позади изгнание торгующих из храма (Иоан.2:13-25), тайная беседа с Никодимом (Иоан.3:1-21), заключение Иоанна Предтечи в темницу (Матф.14:3-5; Мар.6:17-20). Добрый Пастырь из Иудеи возвращается в Галилею через Самарию. В городе Сихарь у знаменитого колодезя Иакова (из которого пил и сам Иаков и дети его, и скот его) около шестого часа (в полдень) Он к величайшему удивлению учеников (Иоан.4:27) и вступает в беседу с "женщиной Самарянской". Эта беседа очень пространна... Приводим для наглядности только её начало:

"Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую..." (Иоан.4:4-10).
В. И. Нестеренко. Христос и самарянка. Фрагмент. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Изображение взято в открытых источниках.
В. И. Нестеренко. Христос и самарянка. Фрагмент. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Изображение взято в открытых источниках.

Каково содержание беседы Иисуса Христа с самарянкой? Согласно Иоанну, эта беседа представляет из себя целый ряд отдельных тем, связанных единым мотивом - спасения человека. Сначала Иисус беседует с женщиной об обычной воде. Затем - о Воде Жизни, "текущей в жизнь вечную" (Ин.4:14). Потом - о всеведении Господнем. После этого - о месте и способе поклонения Богу. И, наконец , - о Себе Самом, как о Христе и о Мессии. Ибо на вопрос женщины о том, не Он ли Христос, Иисус прямо свидетельствует: "Это Я, который говорит с тобой" (Иоан.4:26).

Беседа Иисуса Христа с самарянкой поражает, во-первых, обилием Откровений Божиих (здесь Он говорит о Себе и как о Воде Жизни, и как о Христе, и как о Мессии). Во-вторых, - профессиональным искусством Великого Рыбаря (Христа), Который "уловил оказавшуюся у колодца самарянку... и послал ее, уверовавшую, провозглашать самарянам силу Своего Божества" (Феолипт Филадельфийский. Оглашения. Оглашение 4). Наконец, в-третьих, загадочностью уловленной у колодца рыбы (то есть женщины), которая промыслительно попадает в сети Царства Небесного.

Кто же она такая - эта женщина у колодца? Почему ученики удивились, увидев ее беседующей с Иисусом? Зачем женщина выходит к колодцу в полдень, когда за водой никто не ходил? Что нового она узнает у Христа? Как ее зовут и что с ней стало потом? Давайте разбираться...

Загадка №1. Кем была женщина у колодца? Ответ очень прост: женщина была самарянкой или "женщиной Самарянской" (Ин.4:9). Нам, скорее всего, невдомек, что это значит... А вот в I в. н. э. любой житель Палестины прекрасно знал, что "Иудеи с Самарянами не сообщаются" (Ин.4:9). Потому что у этих людей были серьезные вероучительные расхождения. Ибо иудеи признавали все книги Ветхого Завета. А самаряне - только Пятикнижие Моисеево (так называемое "Самарянское Пятикнижие").

Кроме того, иудеи презирали самарян за нечистую кровь. Поскольку после завоевания Израиля Ассирией и насильственной депортации израильтян последние вопреки Закону Моисееву (Лев.5:2) смешались с местным населением и превратились (в глазах иудеев) в "грязнокровок". На основании всего этого иудеи гордо считали самих себя "православными", а самарян - "сектантами". Самаряне в гордости от иудеев не отставали. Для оправдания своей веры самаряне возвеличили гору Гаризим, на которой Моисей повелел читать Закон (Нав.8:33-35). И в споре с иудеями о том, кто прав, уповали на силу обычаев. Не случайно самарянка в разговоре с Иисусом апеллирует к авторитету традиции, когда говорит: "Отцы наши покланялись Богу на этой горе"(Ин. 4:20).

Загадка №2. Почему ученики удивились разговору самарянки с Иисусом? Здесь все непросто... К моменту встречи Христа с самарянкой у колодца Иакова взаимоотношения самарян и учеников Христовых (именно учеников, а не абстрактных иудеев) находились в состоянии вялотекущего конфликта. Или большой неприязни. Согласно Евангелию от Луки, самаряне однажды не приняли Христа в селение (Лук.9:53). А сыновья Зеведеевы (апостолы Иаков и Иоанн) в ревности о славе Божией хотели за это низвести на неразумных самарян огонь с неба (Лук.9:54).

Сам Христос до встречи с самарянкой у колодца (то есть в 1 год Своего общественного служения) заботился только о погибших овцах дома Израилева. Ибо совсем недавно сказал ученикам: "На путь Самарянский не ходите" (Матф.10:5). Потому ученики и удивились, увидев Любимого Учителя, беседовавшего с самарянкой. Они нашли в этой беседе явное противоречие с прежними наставлениями Иисуса. Возможно, кто-нибудь из учеников вообразил сцену флирта... Со стороны женщины (ибо судьба Ревекки и Исаака решалась у колодца; там же Иаков поцеловал Рахиль).

Между тем, Христос беседой с самарянкой желал показать изменение Его Промысла о всех самарянах, уже призванных в Царство Небесное. Он знал заранее, что "она уверует и будет причиной того, что уверуют многие" (Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Иоанна).

А вот ученики Христовы, не обладая даром духовного рассуждения, этого не поняли. Потому они и удивились, оставив при себе невысказанные вопросы: "Чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?" (Ин.4:27).

Якоб ван Ост. Христос и самарянка. Изображение взято в открытых источниках.
Якоб ван Ост. Христос и самарянка. Изображение взято в открытых источниках.

Загадка №3. Зачем женщина идет к колодцу в полдень? Ответ: она имела некий тайный грех, о котором не знали жители города Сихарь (в переводе "Сихарь" означает "пьяный город"). Поэтому, желая скрыть свои "постыдные дела" (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна), самарянка пошла к колодцу не утром, а в полдень, когда все сидят по домам из-за жары. Женщина хотела набрать воды без свидетелей.

Какой грех она имела? Этот грех - блуд. Если верить Священному Писанию и святым отцам, самарянка была блудницей (особой легкого поведения, распутницей, падшей женщиной - нужное подчеркнуть). Но только не явной, а тайной. Женщина тщательно скрывала блудный грех, почему и пошла к колодцу в полдень. Откуда это видно? Прежде всего, из ответа самарянки на просьбу Христа позвать мужа. Самарянка, желая скрыть грех, сказала что у нее "нет мужа". А Господь в ответ обличил ее:

"Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (Иоан. 4:17-18).

По мысли свт. Николая Сербского, Господь Иисус обличает самарянку не случайно. Христос хочет научить женщину "мыслить духовно, а не плотски" (Николай Сербский, свт. Беседы на Евангелие). Он не творит перед нею чудес, но являет Себя Тайновидцем, чтобы Своим всеведением и провидением предуготовить ей неожиданное и удивительное спасение.

Загадка №4. Что нового женщина узнает от Иисуса? Ответ: способ поклонения Богу в "духе и истине" (Иоан.4:24). В I в. н. э. жители Палестины полагали, что поклонение Отцу ограничивается одним конкретным для определенной этнической группы людей местом. У Иудеев это был Иерусалим, в котором они имели один-единственный храм на горе Сион (если храм разрушали, то восстанавливали его все на том же самом месте). У самарян это была гора Гаризим, на которой они когда-то раньше тоже имели свой собственный храм с жертвенником.

Христос сообщает самарянке, что оба способа поклонения Богу (в Иерусалиме и на горе Гаризим) неправильны. Ибо самаряне не знают чему кланяются (Иоан.4:22). А способ поклонения Богу иудеев морально устарел. Так как Ветхий Завет есть только "тень будущих благ" (Евр.10:1).

А сейчас рождается Солнце нового дня (выражение свт. Николая Сербского), когда поклонение Богу будет выражаться не в телесном служении (с омовениями, жертвами животных и т. п.), но в душевном.

"Когда свет нового дня полностью обретет власть, люди познают Бога как Отца, и тогда они будут поклоняться Ему как сыны, а не как рабы, то есть не мертвыми словами и мертвыми жертвами, но в духе и истине, душою и телом, верою и делами, мудростью и любовью... Таких поклонников Отец Небесный ищет Себе." (Николай Сербский, свт. Беседы на Евангелие)
Претекстата на Виа Латина, IV в. Изображение взято в открытых источниках.
Претекстата на Виа Латина, IV в. Изображение взято в открытых источниках.

Загадка №5. Как звали самарянку? Ответ: ее, если верить Церковному Преданию, звали Фотиной. И даже не просто Фотиной, но святой мученицей Фотиной Самаряныней, память которой Церковь празднует 2 апреля (не путать с прп. Фотинией Палестинской). У свт. Димитрия Ростовского св. Фотина Самаряныня имела большую семью: пятерых сестер (Анатолию, Фото, Фотиду, Параскеву и Кириакию) и двух детей (Виктора и Севастиана). Все семейство мученически пострадало в Риме при жестоком императоре Нероне во время первых гонений на христиан.

Сейчас в городе Наблусе (бывшем Сихеме) у колодца Иакова возвышается храм в честь святой Фотины Самаряныни. Среди святынь храма есть колодец Иакова (находится в крипте) и водонос "самарянской женщины", с которым она пришла к источнику и который оставила, радуясь о Христе.

Таким образом, очень возможно, что именно святая Фотина Самаряныня стала первой блудницей, вошедшей в Царство Небесное (Матф.21:31)... Но никак не св. Мария Магдалина, которая никакой блудницей не была.

О святой равноапостольной Марии Магдалине можно прочитать здесь: Была ли блудницей св. Мария Магдалина?

А что думаете о посмертной участи блудниц вы, дорогие читатели? Войдут ли они в Царство Небесное? Или же этот грех не прощается? Пишите комментарии, ставьте лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал "Христофор+". Вас ожидают новые истории.

Читайте также другие статьи:

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Какое растение укрывало пророка Иону от солнца и почему блаженный Иероним был не прав

О бодрствовании... (Мар.13:37). Неужели, чтобы спастись. нужно лакать воду с руки?

Кто такой Мелхиседек для чего он встречал Авраама хлебом и... Вином (Быт.14:17-20)

10 мессианских пророчеств Исайи

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц