Кажется, что Ницше понимал принципы буддизма лучше, глубже и практичнее, многих. Не исключая тех, кто сам себя относит к категории "Буддистов".
Но это сугубо моё, личное мнение.
Все, о чем я пишу - это "мое личное мнение", основой которого является не то, что я прочитал, изучил, проанализировал. Это тоже, но главное, что я испытал, практиковал, через что прошел.
Практика - это не презерватив
Естественно, практика и опыт не выписывают индульгенцию, не предоставляют полную защиту от ошибок.
Практика - это не презерватив.
Практика - это путь через ошибки к следующим ошибкам. Через непонимание к следующему непониманию.
Как заметил Остап, "полную гарантию даёт только Госстрах". Но "иных уж нет, а те далече".
Когда я купил предыдущий автомобиль, то был вынужден купить вместе с ним и страховку "Государственной Страховой Компании".
По прошествии года я решил взять "от паршивой овцы хоть шерсти клок", но получил только "от мертвого осла уши".
"Государственная компания" растворилась в бескрайних просторах нашего государства. Она же была Государственная, а государство у нас - ой какое огромное! - оно простирается "от Москвы до самых до окраин, с Южных гор до Северных морей" ...
До куда оно сейчас простирается, подскажите?
В общем, наше государство - Очень большое, искать в нем что-то - все равно, что искать иголку в стоге сена (пардон за банальность).
* * *
Как известно любому взрослому человеку, не только "Госстрах", но и контрацептивные средства время от времени дают сбой. Но, в отличие от "резинового изделия №2" (№1 - это противогазы) сбои, ошибки, через которые проходит человек в практике, совершенно особые.
Если быть точным, практика и есть способ обнаружения ошибок с целью их исправления, чтобы направлять, перенаправлять свое развитие (жизнь?) в иное, более правильное русло.
При том, что точно определить, что такое "правильно"?- невозможно на том уровне, на котором находится человек. Ясно это становится апосля, когда обнаруживаешь себя на другом уровне.
Как, оказавшись в солнечном, богатом на "взрослые" развлечения Таиланде (не на детском Пхукете, а в центре мирового хм... - туризма, в Патайе), понимаешь, насколько нехорошая погода была в Москве, насколько сдержанный на взрослые развлечения образ жизни ты вел.
Никак иначе не получается.
- "И что же из этого следует?"
Например, что бесполезно думать о "правильном" пути, будучи "неправильным".
Вот когда станешь правильнее - тогда и подумаешь. Причем, задним числом.
А еще это значит, что настоящая практика никогда не заключается в рационализации, умствовании, интеллектуальном пинг-понге, жонглировании "священными" цитатами. Это производит впечатление на неокрепшие души, спору нет.
Но приносит ли это им пользу?.. Вопрос ...
Ответ на который очевиден.
Точнее, становится очевидным после определенного количества совершенных ошибок, по прошествии определенной части пути. Но какой именно "определенной части"? Абсолютно не понятно. Поэтому ответ: "Х.З.".
Так говорят подростки. А мы все в душе мальчики, не так ли?
* * *
Это было вступление. Хорошее, длинное вступление позволяет создать контекст и сократить повествование.
Движение к Будде
Сложно указать первоисточник, но мысль, коротко и "в общем", такая:
все живые существа идут к Будде.
Может я такой вредный, а может успел много ошибок насовершать, поэтому сейчас совершаю следующую, "более высокого порядка", но в этой мысли я вижу сразу несколько несуразностей.
Во-первых, Будда - это не Бог, не Творец, не Создатель, не Источник всех живых существ, к Которому, предположительно, должны вернуться все живые существа. (Оставляю за рамками всех моих статей вопрос о существовании Такового вообще).
Будда говорил примерно так. ("Примерно" потому, что я тогда стоял не в первых рядах и мог чего-то не расслышать).
"Посмотрите, вот у меня есть пупок, следовательно, я человек, который родился от матери, как и вы родились от своих матерей. Следовательно, если я смог достичь этого уровня, то и вы сможете".
Во-вторых, - это как "во-первых", только по-другому.
Будда - это не человек, это состояние осознанности - всякое такое. Как однажды объяснил мой учитель, это больше похоже на должность.
Например, сначала я работал "младшим научным сотрудником". Потом повысил свой уровень до просто "научного сотрудника". А ещё потом, перепрыгнув несколько ступенек, возвысился до уровня зав. лабораторией АН СССР, а чуть позже - директора научного центра.
Стал ли я другим? Нет. Изменились ли мои возможности, мое состояние? Определенно, да.
Поэтому выражение "все живые существа идут к Будде" вводит в заблуждение, создает путаницу, ассоциативно относит к религиозным воззрениям. А буддизм - это не религия, это практика.
Но самое главное, это низводит Практику, как возможность бесконечного развития каждого человека, до уровня "избранности, исключительности", необходимости суметь заслужить возможность улучшения жизни.
То есть полная ерунда. С моей точки (повторюсь) зрения.
"Так что насчет Ницше-то?"
Спасибо, что напомнили. Про Будду было, про презервативы было - про Ницше не было. "Тут помню, тут помню, а тут ... забыл".
Когда-то я написал статью про цинизм, как способ избегания ловушек ума, связанных с усложнением. Сложность и понимание - отнюдь не близнецы и даже не браться, они - антиподы.
Вы читали "Так говорил Заратустра"?
Настоятельно рекомендую. Я читал, но очень давно, еще в пору совершения первых "ошибок" развития. Понравилось, но не все тогда понял.
Что, например, могло значить: "Если встретишь Будду, убей его"? Ну не призыв же к противоправным действиям, в самом-то деле! Это я понял уже тогда.
Это значит только то, что является сутью буддизма - призыв опираться в развитии на себя, на собственный опыт и практику, а не на бездумное, слепое поклонение авторитетам.
Почувствуйте красоту нелогичности!
Чтобы понять, что тот, кому ты поклоняешься, является Мастером, нужно самому быть на его уровне. Но если так - зачем ему поклоняться?
Зачем одному младшему научному сотруднику поклоняться другому младшему научному сотруднику? Разве это поможет стать "сэнээсом"? Нет. Тогда зачем?
Во многих практиках, тем не менее, есть упражнения, суть которых одна. И внешне эти упражнения выглядят как "поклонение".
Например, в даосизме есть упражнение, которое можно перевести как: "Маленький Будда поклоняется большому Будде". Это категорически все переворачивает и ставит с головы на ноги.
Каждый человек - уже Будда, просто он пока этого не осознает. Забыл. В этом упражнении маленький Будда как бы говорит большому Будде:
"Ты - Будда, я Будда, наша Природа одинакова, просто мне нужен пример, поддержка, чтобы это вспомнить".
Перевод неточный, потому что вообще не перевод. Это же популярная статья, а не руководство к Практике. Но суть вы, думаю, уловили.
А если нет, то завтра напишу продолжение статьи "Ошибка" Будды-2, в которой расшифрую эту мысль.
Ранее:
---------------------------------------------------------------------
На комментарии отвечаю. Группа ВК.
----------------------------------------------------------------------