Ее настоящее имя Мария Микота. Война застала семнадцатилетнюю девушку в городе Костополе Волынского воеводства. Более менее спокойная жизнь превратилась в непрекращающуюся череду испытаний, которые выпали на ее долю. Природа наградила девушку примечательной внешностью.
Миниатюрная фигура, яркие, запоминающиеся черты лица, чувственность. Все это влекло к ней мужчин, но Мария не собиралась размениваться на первых встречных – ждала настоящую любовь, такую, что б раз и на всю жизнь. Если в довоенное время у нее были шансы на женское счастье, после 1941 года ей уже пришлось думать о том, чтобы просто уцелеть. За простой девушкой, у которой не было заступников, кроме ее собственных представлений о порядочности и девичьей чести, началась «охота». Ее добивались местные и немецкие солдаты и офицеры, но к счастью, обходилось без эксцессов. Марии удавалось отбиваться от назойливых ухажеров. Недостатка в женщинах на оккупированных территориях не было, потому Марию обзывали, угрожали, но в итоге оставляли в покое.
Месть полицая
Но один из неудачливых кавалеров, из местных, который добровольно подался в полицаи, не успокоился и решил девушке отомстить. Заявил на нее в полицию, обвинив в неприязни к «уважаемым офицерам вермахта». О себе, разумеется, умолчал. Девушку вызвали на беседу. Она пришла и произвела положительное впечатление – выглядела испуганной самим фактом допроса. На все вопросы отвечала не задумываясь. Тогда-то и выяснилось, что «стукач» - один из тех, кому она отказала во взаимности. Посмеялись над незадачливым парнем, но решили, что такую красотку не следует оставлять без присмотра:
- Внесите ее в списки, Германии нужны такие девушки, непорочные, искренние, умеющие дать отпор. Для нее найдется много мест, где ее достоинства пригодятся.
Перспектива быть отправленной на работы в Германию Марию перепугала еще больше. Если здесь, в Костополе, еще были общие знакомые и родственники (двоюродная сестра Лидия, которая жила в Ровно), то на чужбине кто за нее заступится? Не зная, что делать, Мария собрала вещи и в назначенное время явилась на вокзал, где ее вместе с остальными посадили в поезд. Она сидела и рыдала, когда во время остановки в Ровно ее тронули за плечо:
- Вы Мария? За вами пришли.
Мария подняла глаза и увидела свою сестру Лидию.
- Что ты здесь делаешь, дорогая? – спросила Лидия, незаметно подмигнув. – Хозяин возмущается, что ты не вышла на работу! Хочешь, чтобы и мне за тебя влетело?
Версия, что Марию уже приняли на работу буфетчицей в вагон-ресторан поезда Харьков-Берлин – позаботилась Лидия, у которой были связи.
Мария была счастлива, что она никуда не едет, но ей пришлось остаться в Ровно. Она, как и было сказано, на следующий же день вышла на работу.
Некоторое время все шло хорошо. Мария трудилась на совесть. Огорчало одно – снова ее облепили и уже не просили о взаимности, а требовали:
- Ты что о себе возомнила? Ты у нас королева или буфетчица?
Мария отнекивалась, плакала, просила оставить ее в покое, но это только раззадоривало посетителей вагона-ресторана.
Разбитые иллюзии
В 1942 году во время очередного рейса Марию пригласили в купе, попросили чай и закуски. Она вошла, дверь за ней закрылась…
Офицеры, когда натешились, с удивлением констатировали:
- Девушка! Кто б подумал? Теперь привыкай к своей роли, - и обозвали ее, причислив к профессии, о которой Мария всегда думала со страхом и сочувствием к женщинам, которые этим занимались. Не могла поверить, что на такое унижение шли добровольно.
Лидия, когда узнала обо всем, успокаивала сестру, как могла. Но что она могла сказать ей такого, что могло вернуть прошлое? Шла война, насилие стало нормой. Еще хорошо, что осталась жива и не покалечили, - говорила она Марии, которая плохо ее понимала – не могла смириться с тем, что произошло.
С прежним место работы пришлось расстаться – Мария наотрез отказалась туда возвращаться, несмотря на уговоры работодателя, который видел в такой буфетчице приятные перспективы и для себя и для своего бизнеса. Но Мария видеть не могла этот вагон.
Лидия предложила ей другое место и Мария устроилась официанткой в кафе в городе Ровно. Оно называлось «Дойчехауз».
Мария уже не чувствовала себя прежней. Ей казалось, что она осквернена и ее жизнь теперь будет идти по наклонной и дальше в ад. Смысл жизни и веру в себя снова вернула сестра Лидия. Она вызвала Марию на разговор.
- Считаешь себя пропащей? Но тебя же больше никто не трогал после того случая. Жить прошлым не стоит. Смотри, сколько вокруг горя, а ты носишься со своей девичьей честью, которую у тебя отобрали. Знаешь, у скольких девушек ее отобрали. Многим из них не было и 14 лет. А скольких убили?
- Что же мне делать? – заплакала Мария, пряча лицо на груди у сестры, которая не щадила ее, но в ее словах была та самая правда, которая ее была нужна.
- Я скажу, что делать. Но пообещай, что ты хорошо подумаешь, прежде чем согласишься.
- С чем? – удивилась Мария.
- Хорошо, я скажу. Ты бы хотела отомстить тем офицерам?
Мария вскочила.
- А ты бы смогла убить из своей рукой:… Я так и знала. Есть способ, как расправиться с ними, отомстить. Теперь поклянись.
Мария дала клятву, что сделает все, что от нее требуется, лишь бы на душе стало легче.
Однажды Лидия ее предупредила, чтобы она никуда вечером не отлучалась:
- У нас будет гость, офицер.
- Гость? – насторожилась Мария и посмотрела на сестру с недоверием. – Что ты хочешь сказать..? Такой же гость, как те?
- Глупая. Нет. Это другой. Понимаешь? Совсем другой. Сама увидишь.
Судьбоносная встреча
В тот же день состоялась встреча и знакомство Марии с обер-лейтенантом Паулем Зибертом, агентом 4-го управления НКГБ СССР, Николаем Кузнецовым.
Эта встреча перевернула всю жизнь Марии. Она долго не могла уснуть, вернувшись домой. Ей предстояло решиться на то, о чем она никогда бы не стала даже говорить, ни то, что планировать.
- Если бы вы смогли… Я не имею права принуждать вас, Мария и знаю вашу историю. Вам больно от несправедливости. Но иногда приходится поступаться чем-то важным для себя ради большего. Подумайте и дайте ответ. Я буду ждать. Связь через Лидию. Мы с вами скорее всего больше не увидимся. Но, если вы согласитесь помочь, сведения будут поступать мне и к партизанам. Видите, я сказал вам очень важную вещь о себе. Моя жизнь теперь в ваших руках. Поступайте, как вам велит ваша совесть. Прощайте.
Мария согласилась. Она не могла забыть глаз того офицера, который рисковал собой, но пошел на встречу с ней, чтобы попросить о помощи. После долгих колебаний, раздумий, она поняла – если нет другого способа отомстить, пусть будет этот. Если ее падение сможет что-то оправдать, то это ее помощь тому офицеру, советскому разведчику – он ничего не сказал о себе, она сама догадалась.
Агент СД
События развивались в ускоренном темпе. Пока Мария раздумывала над предложением «Пауля Зиберта», сестер начали вербовать СД.
- Я не знаю, господин офицер.., - Мария изобразила недоумение и растерянность. – Что мне нужно делать? Чего вы хотите?
Ей объяснили:
- Ничего особенного – вы должны делать свое дело, обслуживать офицеров доблестного вермахта и внимательно слушать, о чем они между собой говорят. Офицеры в нетрезвом виде бывают иногда излишне откровенны. Вот мы и хотим понять, насколько. У русских полно здесь своих ушей, они шпионят. Ваша роль очень важна – вы солдаты скрытого фронта. Когда мы возьмем Москву, я лично отдам распоряжение, чтобы представить вас к награде. А это совсем другие перспективы. Не всю же жизнь вам быть официанткой!
Мария слушала и понимала, что у нее и правда нет выхода – либо там, либо тут, но везде одно и то же. Значит такая у нее судьба.
Ее согревала одна мысль – что это нужно тому офицеру, который рискует вместе с ней и они оба делают одно дело.
Мария через Лидию передала Кузнецову информацию о сделанном предложении. Тот рекомендовал согласиться. Так Мария стала двойным агентом.
Вскоре, как и было ей обещано, она оставила свою работу в кафе. Ей помогли открыть свой бордель, где она уже была полновластной хозяйкой и в то же время сама обслуживала «клиентов», отдавая предпочтение званию, должности, роду войск, связям.
В этот период было собрано огромное количество ценнейших данных, в том числе и о рейдах в тылу немецких войск против партизан. Несколько крупных операций оказались сорванными.
«Сталинские псы нам помогут»
Одним из наиболее серьезных успехов разведчицы Марии по прозвищу Фарфоровая кукла, стало сообщение о готовящемся покушении на немецких генералов, взяты в плен после Сталинграда.
Ее любовник, штурмбаннфюрером СС Ульрих фон Ортель, входивший в ближний круг к небезызвестному Отто Скорцени, проговорился о готовящейся операции «за спиной у Сталина»:
- А помогут нам в этом сталинские цепные псы!
Имелись ввиду два офицера НКВД, которых завербованы еще в довоенное время. Они получили приказ – ликвидировать бывшего командира 51-го немецкого армейского корпуса Вальтера фон Зейдлица и бывшего командира 376 пехотной дивизии фон Даниэльсе, которые пользовались авторитетом в вермахте и своими антивоенными и антигитлеровскими заявлениями разбивали единство немецкого народа и вермахта, подтачивали веру в победу, склоняли к мыслям о капитуляции.
Мария через Лилию все, что узнала, передала Кузнецову. Гибель важных для советской пропаганды высокопоставленных немецких офицеров была предотвращена и агенты немецкой разведки обезврежены.
На счету Фарфоровой куклы много заслуг. Ее карьера в «сфере услуг» достигла своего апогея, когда ее пригласили на работу в дом командующего 740 соединения «восточных батальонов» генерал-майора Макса Ильгена.
В результате разработанной Кузнецовым операции Ильген и еще трое высокопоставленных офицеров вермахта были взяты в плен и переправлены через линию фронта. Блестящая операция, которая не была бы возможной без личного участия агента под псевдонимом Фарфоровая кукла.
Персидский ковер
Еще одной победой советской контрразведки стал срыв покушения на членов – участников мирной конференции в Тегеране в 1943 году.
Любовник Марии, Ортель, сообщил ей во время очередной встречи:
- Я ненадолго исчезну, но ты не грусти, я вернусь в хорошем настроении и с подарком.
- С каким? – уточнила Мария, не спрашивая более подробно, чтобы не возбудить подозрение.
- Привезу тебе персидский ковер!
Сопоставив информацию, Кузнецов пришел к выводу, что речь могла идти о Тегеране. Очевидно, что абвер готовился к этой конференции, но с другими целями. И если Отрель возлагал такие надежды на успех, то уровень подготовки был высок.
О том, как нашим контрразведчикам удалось помешать этим планам, хорошо известно. Снят великолепный фильм «Тегеран 43». Но мало кто знает, что важным звеном в добыче нужной информации была Фарфоровая кукла.. Ее роль оставалась неизвестной и потому недооцененной.
Награда
После освобождения Ровненской области наступил конец и опасной работе Марии. Сестрам сообщили, что за свою разведывательную деятельность в тылу врага они представлены к высоким наградам – Орденам Отечественной войны Первой степени.
Для награждения сестер пригласили в Киев, где предполагалось в торжественной обстановке вручить Ордена.
Впервые Мария собиралась и прихорашивалась, не чувствуя горечи в душе. Печальные воспоминания давно заместились гордостью за выполненную миссию. В успехах Красной Армии на фронте была и ее заслуга – об этом через Лидию на словах передал ей «Пауль Зиберт».
Приятное чувство значимости придавало удостоверение УНКГБ СССР по Львовской области, которое сестрам вручили накануне.
Разведчицам заказали билеты на поезд на 26 октября 1944 года, но билеты так и остались в кассе – за ними не пришли.
Мария ждала Лидию, чтобы вместе ехать на вокзал. Под окнами просигналили.
- Лидия! – решила Мария, взяла чемоданчик с нарядом для торжественного приема, еще раз посмотрела в зеркало, улыбнулась отражению и вышла из квартиры.
Спустившись вниз, вместо эмки, увидела огромный «Студебеккре» под брезентовым тентом. Остановилась в нерешительности. Со стороны водительского сиденья дверь открылась и Мария увидела Лидию, которая сидела дальше:
- Карета подана! Приказано ехать на этом драконе, забирайся! Там тебя встретят! А хочешь, давай ко мне, я потеснюсь.
- Ну уж, нет, - нахмурилась Мария, предвкушая, что придется ехать в тесноте. – Я уж лучше в кузове.
Она обошла машину и увидела откинутый тент. На нее смотрели улыбающийся офицеры в советской форме.
- Оробела? Свои! Тоже в Киев! Не только вам награды начальство приготовило. Если боишься, то давай в кабину…
- Нет, я с вами, - улыбнулась в ответ Мария и протянула свою тонкую, изящную руку.
Ее подхватили и она скрылась под брезентовым тентом. Большее ее живой никто не видел.
Свидетели утверждали, что в машине было трое офицеров и водитель, на котором была солдатская форма – всего четверо.
Ехали несколько часов. Всю дорогу весело болтали. Мария радовалась обществу, предвкушала дальнейшее – как они будут на нее смотреть, когда ей вручал такой серьезный орден. Когда она сказала, чем именно их наградят, офицеры присвистнули и переглянулись.
Показания свидетелей
Около 19 часов машина остановилась. Из кузова выпрыгнул офицер, подал руку, за ним следом спрыгнула женщина. Это была Мария. Она подошла к кабине. Дверь открылась. Там сидела женщина, которая протянула ей сверток. В этот момент раздался первый выстрел, потом второй.
- Вот тебе награда, - раздался возглас.
Женщина возле машины упала, вторая, та, что была внутри откинулась на водителя. Стрелявший толкнул пассажирку и уселся с ней рядом. Машина сорвалась с места и скрылась в наступающих сумерках.
Когда стрельба стихла, подошли люди и увидели, что молодая женщина мертва. Пуля попала ей в лицо.
К утру нашли тело другой женщины. Одна пуля попала ей в грудь, вторая, которой ее добивали, так же – в лицо.
Тем же вечером неизвестный грузовик не остановился по требованию охраны на КПП, снес его и скрылся.
Эпилог
Торжественное награждение в Киеве состоялось, но без Лидии Лисовской и Марии Микоты – они были награждены посмертно.
Расследование убийства находилось под контролем начальника 4-го управления НКГБ СССР П. Судоплатова. Несмотря на пристальное внимание такого человека, найти убийц не удалось. Наиболее вероятными исполнителями «казни» советских разведчиц были украинские националисты при поддержке польских националистических ячеек.
Девушек похоронили в селе Кунев Изяславского района Хмельницкой области. Когда закрывали гроб, кто-то сказал:
- Какая ручка у этой.., как у фарфоровой куклы…
***
По мотивам https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Микота,_Мария_Макарьевна