Найти тему

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОТКАЗ РЕБЕНКА ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Наталья Калинина – аспирант (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

Такой вопрос родители часто задают на консультациях психолога. Необходимо понимать, что однозначного ответа, решения, рекомендаций в названной ситуации - нет, т.к. все индивидуально. Здесь основной причиной может быть, как состояние здоровья, индивидуальные особенности развития ребенка, так и последствия неэффективно построенного родительско-детского взаимодействия и общения. К сожалению, на сегодняшний день огромный объем информации в интернете не способствует повышению качества ПРОЦЕССА семейного воспитания детей.

Отка́з — один из основных терминов теории надёжности, означающий нарушение работоспособности объекта, при котором система или элемент перестает выполнять целиком...
Отказ (существительное) - отрицательный ответ на просьбу, требование или предложение.
Отказ – это признание лицом отсутствия у него претензий на что-либо, намерений делать что-либо. (интернет источник).

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕ ГАРАНТИРУЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Многие родители настолько «заполнены» информацией об «эффективном» воспитании ребенка, что могли бы воспитывать величайших людей нашего времени. Однако, они продолжают читать, консультироваться со специалистами и не спешат выполнять полученные рекомендации, накапливая, при этом, количество вопросов и проблем в отношениях с ребенком.

Варианты отказа:

- активный отказ (вербализация, т.е. ребенок сообщает об отказе в ходе разговора; аффективное проявление (ссора, скандал, истерика и другие способы).
- пассивный отказ (не выполняет требование без каких-либо объяснений заменяя другими действиями, например, занятия спортом, игра, еда, выполнение бытовых обязанностей, эмоциональное состояние – обида, грусть и многое другое).

ПОЧЕМУ ТАК?

Воспитание – это непрерывный плановый, хорошо продуманный процесс, который берет свое начало с момента возникновения ЖЕЛАНИЯ иметь (родить) ребенка/детей. Эпизодическое, хаотичное, ситуативное применение различных приемов из содержания отдельных методов воспитания не сможет привести к улучшению общей ситуации взаимопонимания между родителями и ребенком/детьми.

МЫ ВОСПИТЫВАЕМ ТАК КАК ВОСПИТЫВАЛИ НАС

Это неизбежно! Если вы думаете о том, что полученный в детстве опыт общения с родителями вас не устраивает и вы желаете по - другому взаимодействовать со своим сыном/дочерью, то сначала ВОСПИТАЙТЕ себя ДРУГИМ человеком и таким образом вы получите желаемый вами ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ, которому и будете следовать в дальнейшем.

ПОЧЕМУ ТАК?

Мы воспитываем себе подобных людей на основе примера своей жизни, своих дел, реакций, манеры общения и т.д. Да, бывают исключения из правил (положительные или отрицательные), которые связаны с целым рядом причин не всегда зависящих от нас, например, генетика, состояние здоровья ребенка и другое.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

1. провести анализ взаимоотношений в семье:

  • присутствие двойных стандартов в поведении родителей;
  • отсутствие согласованности в предъявлении требований и способах реагирования родителей в общении с ребенком;
  • отсутствие каких-либо требований к ребенку со стороны родителей в системе семейного воспитания;
  • присутствие неэффективных (патологизированных) вариантов общения с ребенком (гипер – или гипоопека) и т.д.

2. состояние здоровья ребенка:

  • наличие каких-либо заболеваний;
  • наличие особенностей рождения ребенка способствующих дальнейшему снижению уровня общего соматического здоровья и своевременности формирования психических процессов.

Возможен ряд других причин, к которым вы придете в результате самостоятельного анализа семейных отношений и индивидуальных особенностей ребенка.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Рассмотрим предположительные причины проявления отказных реакций ребенком:

  • подражание кому-либо из членов семьи или других ЗНАЧИМЫХ для ребенка людей;
  • высокий уровень (школьной или общей) тревожности;
  • неадекватная (завышенная, заниженная) самооценка (самовосприятие) ребенка;
  • реакция на слова, поступки, действия родителей (педагога) в качестве мести или привлечения их внимания, возможно получения заботы;
  • влияние общего мнения одноклассников (выполнять уроки – быть «зубрилкой»);
  • отсутствие опыта самостоятельного решения каких-либо жизненных вопросов;
  • низкий уровень познавательных интересов;
  • отсутствие опыта в вопросах расстановки приоритетов (мотивация);
  • особенности мышления (ригидность – слабая гибкость);
  • слабые волевые характеристики;
  • склонность к манипулированию другими людьми (родителями);
  • низкий фон эмоционального состояния ребенка (связано с ситуацией в семье, классе и т.д.);
  • отсутствие опыта принятия ответственности за свои поступки, и различные другие индивидуальные причины, выявленные в ходе анализа ситуации.

Далее:

  • определяете основную и сопутствующие причины возникшей ситуации;
  • находите вариант решения проблемы на основе полученного результата;
  • ·проводите коррекцию родительско-детских отношений внутри семьи;
  • оказываете ребенку необходимую помощь (лечение, репетитор и т.д.);
  • принимаете самостоятельное решение о вариантах реагирования на отказ ребенка выполнять домашнее задание;
  • возможно обращаетесь к специалисту (педагогу-психологу) за оказанием помощи.

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.

Прием oflain (личный) проводится в городах Москва и Челябинск onlain (инет ресурсы) без территориальных ограничений по предварительной записи.