«Княжил он в земле Литовской и очень возгордился, вознесясь славою и гордостью великою, не терпя против себя никого»./Хроника Быховца, 1453 г./
Главная достопримечательность небольшого поселка Любча — замок, построенным во второй половине XVI века магнатом Великого Княжества Литовского Яном Кишка.
Однако, на три века раньше здесь произошло событие, изменившее судьбу Литвы.
Недаром «Любча» в старославянском словаре — «любовь, приманенная колдовством» или «приворот».
Как говорится, «Cherchez la femme»…
В начале XIII века русский город Новогородок (Новогрудок) переживал неспокойные времена. Соседние прибалтийские племена отчаянно сражались с рыцарями тевтонского ордена; восточные княжества противостояли татаро-монгольскому нашествию. Cвязь с Русью прервалась.
Решили новогрудчане пригласить к себе Миндовга (ок.1195-12.09.1263), «Мудро Мыслящего» воина с хорошей репутацией и запутанной родословной.
Отряд подошел к Неману, воины уже видели крепость на вершине холма. Начали готовиться к переправе.
И тут, на противоположном (высоком) берегу реки заметил Миндовг прекрасную девушку. Красота ее не была романтической, скорее тревожной и колдовской.
Пламенем вспыхнула любовь с первого взгляда. В Новогрудский замок они прибыли вместе.
К моменту роковой встречи Марта была замужем за князем Висмонтом, а Миндовг 20 лет прожил в согласии с первой женой (имя неизвестно), имел сына Войшелка.
Литовец-язычник вполне мог стать многоженцем, но Марта желала первенства.
Вскоре ее муж и жена Миндовга скоропостижно скончались.
Летописцы отмечали, кроме редкой внешности женщина обладала особыми чарами, действовала на супруга буквально гипнотически.
Советы великой княгини позволили значительно расширить границы. С кем-то из соседей воевали, с другими замирялись. Литовская рать через Смоленщину доходила почти до Москвы.
Под влиянием Марты Миндовг стал православным.
В 1251 году из соображений политической целесообразности супруги крестились в христианство римского обряда.
С согласия Папы Римского Иннокентия IV их короновали «королем и королевой Литвы».
Государство получило признание, как полноправное европейское королевство.
Эпохальное событие коронации произошло в Новогрудке, предположительно 6 июля 1253 года.
Сомнения историков по поводу места отпали после находки на раскопках Старого замка кубка Святой Ядвиги.
Вместе с успехами росли любовь, доверие, и двое наследников - Реплис и Герстукас.
Следующие 9 лет Марта царствовала. Но приворот всегда имеет оборотную сторону.
Литва оставалась языческой. Подданных раздражало засилье тевтонцев. В разных частях обширного королевства вспыхивали бунты. Поскольку Миндовг не верил в Единого Бога, он с легкостью вернулся к религии предков и начал жестоко расправляться с бывшими единоверцами. Союзы распадались, сражения проигрывались. Часть территорий пришлось отдать.
Самое страшное — королева Ливонии теряла рассудок. Болезнь стремительно прогрессировала. Любовь князя оставалась настолько сильной, что он безотлучно оставался у постели безумной супруги.
В 1262 году гости собрались на поминальный пир. Король огласил последнюю волю покойной — воспитание сыновей Марта поручила младшей сестре Агне, жене князя Довмонта Наньшанского. Несчастную женщину силой оставили в Новогрудском детинце.
Впрочем, по другой версии Агне согласилась жить у Миндовга с радостью, так как мечтала занять вакантное место на троне.
Опозоренный муж Довмонт сначала хотел пойти на Новогрудок войной, но быстро понял — лучше действовать хитростью. Он возглавил заговор.
В результате ночного нападения 12 сентября 1263 года Миндовг и два его сына-подростка были убиты «одним из знатных литовцев».
Довмонт отомстил. Жену себе не вернул. Сведений о дальнейшей судьбе княгини Агне Наньшанской в летописях не сохранилось.
Основатель Великого Княжества, король Литвы умер вместе с наследниками. Старший сын Войшелк принял постриг за несколько лет до трагедии. Впрочем, православное монашество не помешало ему вернуться в светскую жизнь и включиться в борьбу за престол.
Междоусобные войны сотрясали ВКЛ ~ 50 лет. Новогрудок формально сохранял статус столицы полуразвалившегося государства.
В начале XIV века роль собирателя, расширителя, углубителя позиций Литвы выпала Великому князю Гедимину.
В 1322 на месте слияния Вильни и Вилии он увидел во сне железного волка. Придворный прорицатель Лиздейка счел, что вещий сон — указание на место строительства нового Царского града.
Двор переехал в Вильню, будущий Вильнюс.
Новогрудок превратился в обычный провинциальный городок.
Если честно, я рада встрече Миндовга с красавицей-колдуньей Мартой. Поскольку возможность бывать в Беларуси для меня означает намного больше, чем путешествия по потерянной ныне Литве.
Не знаю, играла ли роль трагически-романтическая история любви или Ян Кишка выбрал высокий берег Немана за красоту окружающей природы, но 1581 году строительство магнатской резиденции началось именно в Любче.
Позже замок перешел Радзивиллам. Многократно разрушался во время войн, но магнаты каждый раз отстраивали его заново.
С архитектурной точки зрения Любчанская крепость довольно скромная, функциональная.
Из редких для Беларуси элементов — сграффито, черно-белая роспись вокруг окон и карнизов на одной из башен.
Замок восстанавливается на частные пожертвования и силами волонтеров. Студенты беларуских вузов по крупицам собирают архивную информацию, пытаются воссоздать внешний облик.
На раскопки только одной из башен ушло 3 года; пришлось поднять 500 м3 земли.
Возможно, когда-то дело дойдет до внутреннего убранства и музейной экспозиции.
Одновременно энтузиасты заняты поиском драконьих яиц. Согласно легенде, в стародавние времена рептилия жила в пещере под горой, которую теперь занимает замок. Дракон обеспечивал Любче процветание и безопасность, был убит врагами Литвы, но оставил кладку с детенышами.
Маленькие дракончики непременно вылупятся, если городку понадобится помощь. Видимо предыдущих трагических событий, например, страшного еврейского гетто еще недостаточно.
В Любче родились беларуско-американский композитор Николай Дмитриевич Набоков и создательница культовых духов Lancome, знаменитый парфюмер София Гройсман; ноты «Tresor» навеяны ароматом диких фиалок и ландышей, цветущих на берегах Немана.
Организованные туристические группы в Любчу заезжают редко.
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.
Республика Беларусь. Сентябрьское путешествие.
Республика Беларусь. Полоцк. Музейный день.
Республика Беларусь. Полоцк-Глубокое.
Республика Беларусь. Глубокое-Михалишки-Трабы-Даниловичи.
Республика Беларусь. Санаторий «Альфа-Радон» 5*. Даниловичи.
Республика Беларусь. Ружаны. Резиденция князей Сапег.
Республика Беларусь. Коссово. Усадьба Костюшко.