Найти тему
__your__way__

Республика Беларусь. Полоцк. Музейный день.

«О, соловей, летняя птица, вот бы тебе, соловей, своим пением прославить великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, и земли Литовской двух братьев Ольгердовичей, Андрея и брата его Дмитрия, да Дмитрия Волынского! Они — сыновья Литвы храбрые, кречеты в ратное время и полководцы прославленные, под звуки труб их пеленали, над шлемами миловали, с конца копия они вскормлены, с острого меча вспоены в Литовской земле» /«Задонщина» — памятник древнерусской литературы XIV-XV вв./

-2

История сохранила для нас имена венценосных особ, дипломатов, служителей церкви, ученых и творцов, оказавших влияние на целые эпохи. Им посвящают монографии и романы. Их современники не менее отважные и талантливые часто незаслуженно остаются в тени.

Так, личность Андрея Полоцкого заслонили Ольгерд, Ягайло, Витовт, Дмитрий Донской.

Тем интереснее было послушать рассказ о жизни князя в антураже Музея средневекового рыцарства, среди аутентичных предметов грозных времен.

-3

Вингольд, старший сын Великого князя Литовского Ольгерда и витебской княжны Марии Ярославны родился ок. 1320 года. Имя «Андрей» он получил при крещении по православному обряду предположительно в возрасте 16-ти лет.

Ольгерд сам занимался воспитанием первенца. Детские годы мальчика прошли рядом с отцом в походах и битвах.

В 1341 году литовское войско успешно отразило атаки крестоносцев на Псковщину. Благодарные псковичи пригласили Андрея на княжение.

Вскоре, под колокольный перезвон Святой Софии он дал клятву верно служить и жителям Полоцка.

-4

Следующие 35 лет Андрей Ольгердович громил тевтонских рыцарей; расширял границы на восток - до Смоленска, Ржева, Переславля; оказывал помощь московским князьям в войнах с ордынцами.

-5

Естественно, он надеялся унаследовать корону Великого княжества Литовского.

Ольгерд оставил державу сыну от второй жены Иулиании Тверской. На политическом небосводе Европы взошла звезда Ягайло, Великого князя Литовского и короля Польского, основателя династии Ягеллонов.

Вместе с братом Дмитрием (князем Брянским) Андрей боролся с единокровными родственниками, детьми Иулиании.

Был схвачен. Целых 7 лет провел в заточении.

-6

После освобождения начал искать поддержки у Московских и Новгородских князей.

Полоцкие, псковские, брянские дружины приняли участие в битве на Куликовом поле (08.09.1380); не позволили соединиться войскам Ягайло и Мамая. За что и заслужили столь лестное упоминания в летописи «Задонщина».

Русское войско встречает литовских союзников — князей Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Ольгердовича Брянского.
Русское войско встречает литовских союзников — князей Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Ольгердовича Брянского.

Получить заветный титул Великого князя Литовского Андрею не удалось.

Оба отважных сына Ольгерда и Марии Ярославны пали 12 августа 1399 года в сражении на реке Ворскле.

-8

Основатель Музея средневекового рыцарства (говорят, потомок Рюриковичей) поместил в центр экспозиции подзабытую историками биографию князя Андрея.

-9

Коллекция оружия, доспехи, предметы быта, старинные иконы в хорошо продуманном интерьере вполне вписываются в атмосферу Полоцка. Где как не здесь уместен подобный музей.

-10

От Энгельса, дом 3 (Музей рыцарства) до Нижне-Покровской, дом 22 (Музей книгопечатания) прогулочным шагом 5 минут.

Уникальная коллекция книг, в том числе библиотека Симеона Полоцкого; типографское оборудование нескольких веков; исторические инсталляции; иллюстрации — 1400 единиц хранения собраны на площади 670 м2 в здании бывшего келейного корпуса Богоявленского монастыря.

Свято-Богоявленский кафедральный собор, памятник архитектуры XVIII века находится напротив.

-11

Музей открылся 8 сентября 1990 г. во время празднования 500-летия со дня рождения восточнославянского первопечатника Франциска Скорины.

Дата слегка «притянута за уши». Франці́шак появился на свет где-то между 1470-1490 гг.; имя данное при крещении в соответствии с православными «Святцами» неизвестно, предположительно — Георгий. Событие точно произошло в Полоцке, в зажиточной купеческой семье Лукиана и Маргариты.

В то время город процветал, торговля шла бойко. Мальчик получил хорошее начальное образование, степень магистра после окончания университета в Кракове и диплом доктора медицины в Падуе.

Однако, у него была мечта — познакомить простых беларусов с Библией, написанной доступным языком.

-12

Работа над «Бивлией руской» занимала в жизни Скорины далеко не центральное место, но именно этот труд принес славу и уважение потомков.

«Самая выдающаяся личность за всю историю беларуской культуры» — сказал о нем авторитетный британский славист Арнольд Макмиллин.

В начале XVI века центром европейского книгопечатания считалась Прага.

-13

Здесь в 1517 году началось издание «Бивлии руской»: Псалтирь, Книга Иова, ветхозаветные «учительные книги», книги Царств, Пятикнижие Моисея.

-14

Небольшие томики украсили искусные гравюры. Среди иллюстраций часто встречаются портреты самого издателя - кладезь символизма, остающаяся загадкой для исследователей. Предполагается, что в каждой комбинации кириллических букв скрыт тайный смысл. Например «МЗ» следует читать как «47», якобы возраст Франциска в 1517 году. В картуше у нижнего края зашифровано имя и ученые степени книгопечатника.

-15

Неразгаданным считается значение «Знака Скорины» — Луна (точнее- Месяц), затмевающий Солнце.

Достоверных письменных источников о данной семантике нет. Версий множество.

Кто-то видит в изображении «Герб Просветителя» или логотип, придуманный для продвижения книг на рынке (Скорина-книготорговец вел дела успешно).

Большинство скориноведов склоняются к теории о солнечном затмении, произошедшем в день (неизвестно какой) рождения Франциска. Могло ли природное явление, важное для средневековых обывателей, произвести впечатление на новорожденного? Наверное, родители рассказали позже.

-16

Остается тайной и дата смерти. Известно только, что сын Скорины в 1551 году приезжал в Прагу оформлять наследство.

Личность беларуского философа-гуманиста не вписывалась в государственную идеологию СССР:

во-первых, он отчасти нивелировал заслуги Ивана Федорова, который начал печатное дело в Москве в 1564 году на несколько десятилетий позже;

во-вторых, главная миссия Скорины — нести в массы слово Божие, противоречила принципам марксизма-ленинизма;

в-третьих, официальные власти считали Франциска-Францискуса частью польско-литовского культурного кода.

-17

Ситуация изменилась в 1988-1990 гг. Для перехода к поискам национальной идентичности личность Скорины оказалась очень кстати.

Его именем названы улицы, школы, библиотеки, просветительские центры; ​​​по всей республике установлены десятки памятников и «Знаков Скорины»; проходят фестивали, научные чтения; ведется работа в архивах.

Не обошлось без скандалов. Самый крупный в 1995 году спровоцировало переименование проспекта Скорины в Минске в проспект Независимости.

Гуляя по просторным прекрасным залам Музея книгопечатания, я, наконец, поняла кого винить за полное отсутствие пояснительных текстов на русском языке... Выбрать между беларуским и английским не смогла. Пришлось вернулась в кассу за аудиогидом.

-18

Экспозиция музея наглядно показывает развитие типографского дела от древности до современности. Ни один этап не остался без внимания.

-19

Кроме того, представляет интерес собрание книг, принадлежавших Симеону Полоцкому.

Зал оформлен в стиле западноевропейской библиотеки XVII-XVIII вв.: двухуровневые шкафы темного дерева, бюсты античных философов, глобус.

-20

Самуил Гаврилович (по другим данным— Емельянович) Петровский-Ситнианович, известный под топонимическим прозвищем «Полоцкий» (12.12.1629 — 25.08.1680) — русский и беларуский богослов, писатель, поэт, переводчик; создатель проекта первого российского высшего учебного заведения и свободной от церковной цензуры типографии; воспитатель детей царя Алексея Михайловича от Марии Милославской и Натальи Нарышкиной.

-21

Родился в обеспеченной семье купца Гавриила Петровского-Ситниановича. В 7 лет поступил в Братскую школу. В 1650 году окончил Киево-Могилянскую коллегию. Затем, сменив православную конфессию на католическую, обучался в Виленской иезуитской академии.

Вернулся в родной город весной 1656 года. Вновь принял православное монашество и устроился на работу учителем в школу при Богоявленском монастыре.

-22

Во время русско-польской войны (1654-1667 гг.) 29 июня 1656 года Полоцк сдался русским без боя. Царю Алексею Михайловичу организовали торжественную встречу. Симеон прочел весьма помпезные вирши собственного сочинения, где сравнил Государя Всея Руси с римским императором Константином.

Зимой 1660 года монах предстал перед царскими очами уже в Московском Кремле, естественно с новой порцией хвалебных стихов:

«Без тебя тьма есть, как в мире без солнца. Свети ж нам всегда и будь оборонца от всех противник».

В Полоцк Самуил Гаврилович больше не возвращался…

-23

С его именем связана легенда о рождении Петра I.

«28 августа 1671 года Симеон заметил, что недалеко от Марса появилась необыкновенно яркая звезда. На следующее утро он отправился к царю Алексею Михайловичу и поздравил его с сыном, якобы зачатым в прошедшую ночь «во чреве его супруги царицы Натальи Кирилловны».

В те времена предсказания, основанные на наблюдениях звёзд, считались весьма серьёзными, и Алексей Михайлович не усомнился в пророчестве. Спустя девять месяцев, 28 мая 1672 года, когда Симеон пришёл во дворец, царица уже мучилась в родах. Он с необыкновенной твёрдостью сказал, что ещё двое суток царица должна страдать. Между тем роженица так ослабела, что её в преддверии возможной смерти причастили святых тайн. Но и тогда Симеон Полоцкий утешал царя, утверждая, что Наталья Кирилловна будет жива и через пять часов родит сына. Ещё через четыре часа монах бросился на колени и стал молить Бога, чтобы царица ещё не менее часа терпела и не разрешалась от бремени. «О чём ты молишь? – вскричал царь, - царица почти мертва». «Государь, - проговорил Симеон, - если царица родит сейчас, то царевич проживёт не более пятидесяти лет, а если через час - доживёт до семидесяти». Но, увы, именно в этот момент родился царевич, крещённый Петром – именем, определённым, как гласит тоже предание Симеоном Полоцким. Пророчество сбылось, ведь как известно, Пётр умер в январе 1725 года, не дожив несколько месяцев до 53 лет» /Сортавальская межпоселенческая районная библиотека/.

Кстати, специально для юного Петра Алексеевича в типографии Полоцкого был издан Букварь.

Покинув Музей беларуского книгопечатания, я пошла по набережной Западной Двины к Софийскому Собору, размышляя по дороге: «От чего же Петр I так жестоко обошелся с Полоцком?»

-24

Погода стояла теплая и солнечная, однако к вечеру легкие облака превратились в черные тучи. Пришлось бегом бежать в гостиницу.

И вообще, хотелось поесть и отдохнуть.

-25

Выехав из Себежа в 8 утра, я 3.5 часа провела за рулем (пришлось выбрать длинный маршрут через Пустошку, Невель, Городок) + 5 часов в музеях и прогулках.

Ночевала в страшно неуютном номере гостиницы «Двина», с существованием которой примирили только отличный ресторан и центральное расположение на площади Франциска Скорины.

-26

А буря действительно разразилась, ее последствия наблюдала на следующий день, двигаясь по направлению к санаторию «Альфа-Радон».

Продолжение следует.

Спасибо за внимание.

Республика Беларусь. Прогулка по Полоцку.

Республика Беларусь. Полоцк. Женские судьбы.