Отъезд из Полоцка в 07:30. Завтрак в гостинице «Двина» не входит в стоимость проживания; ресторан открывается в 10:00. Естественно, решила обойтись без еды, так как мне предстоял длинный (400 км) переезд в санаторий «Альфа Радон».
После круассана и кофе на почти родном «Лукойле» жизнь наладилась, несмотря на новости. По радио рассказывали о последствиях случившейся накануне бури — завалах на дорогах, поврежденных электросетях, сорванных крышах и т.п.; жители 160 населенных пунктов в Гродненской области сидели без света, а именно туда я и направлялась.
Упавшие деревья начали появляться ~ в 50 км от Полоцка. Хорошо, что в Беларуси широкие обочины, до проезжей части долетели только сучья и ветки.
Глубокое — на въезде в город стоит памятник-самолет. 10 июля 1895 года здесь родился Павел Осипович Сухой, советский авиаконструктор, один из разработчиков сверхзвуковых Су, лауреат множества государственных премий, доктор технических наук.
«Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» /Самойлович О.С. «Рядом с Сухим. Воспоминания»/
Событие, определившее дальнейшую судьбу Павла, произошло в Гомеле, куда семья Сухих переехала в 1900 году.
Глубокое впервые упомянуто в летописи 1414 года. Литовский дворянин Зенович получил от Великого князя Витовта разрешение на владение отцовскими землями, в том числе имением Глубокое рядом с одноименным озером. Сейчас водоем называется Кагальное, по имени еврейской общины «Кагал», арендовавшей данную территорию. Это единственный гидроним Беларуси, имеющий иудейское происхождение.
Второе озеро в городской черте — Великое, по принадлежности к монастырю.
В XVI веке городок разделили на 2 части: юго-западная принадлежала Зеновичам - Радзивиллам; северо-восточной владели Корсаки.
Застройку центра семьи вели совместно.
По приглашению Иосифа Львовича Корсака в Глубоком обосновались монахи католического Ордена босых кармелитов, напротив поселились братья униатского Ордена святого Василия.
По преданию, монастыри соединял подземный ход протяженностью 3 км. Когда его копали, землю высыпали в озеро, так образовался небольшой искусственный остров.
Зеновичи построили в Глубоком школу, библиотеку, Кальвинский собор и церковь Святой Троицы (сгорела в 1880 г.).
В 1639-1654 гг. на средства Иосифа Корсака возвели каменный костел кармелитов. Позже он был перестроен по проекту известного архитектора Великого княжества Литовского (ВКЛ), создателя виленского барокко Яна Христофора Глаубица.
После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 г.) монахов-католиков изгнали; храм слегка унифицировали и переосвятили в православную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Троицкий костел (1764-1782 гг.) сохранился в прежнем качестве.
В главном алтаре находится почитаемая верующими икона Божией Матери с Младенцем, (середина XVII в.), перенесенная из разоренного костела кармелитов.
Сохранился также исторический ажурный амвон.
Реставрировали здание в 1902-1908 гг. по проекту Антония Адама Дубовика. Собор очень красивый изнутри и снаружи.
Богослужения в нем не прекращались даже в годы советской власти.
Храмы смотрят друг на друга через уютную площадь 17 сентября (День народного единства Беларуси).
У Глубокого объемная хроника участия в войнах:
- во время Ливонской (1558-1583 гг.) городок разоряли московские полки;
- в период русско-польской (1654-1667 гг.) 6 ноября 1661 года войска ВКЛ под командованием Стефана Чарнецкого нанесли тяжелое поражение русской армии во главе с воеводой Иваном Андреевичем Хованским;
- с июля по декабрь 1812 в городе квартировали французские войска, 6 дней жил Наполеон. Были созданы этапный пункт и крупные продуктовые склады;
- повстанцы сражались с правительственными войсками Российской империи в 1830-1831 гг.;
- в феврале – декабре 1918 глубочане пережили оккупацию германскими войсками;
- кровопролитные бои между Польской и Красной армиями шли летом 1920 года.
Эти события совсем не способствовали архитектурной сохранности и спокойной жизни. Однако, Глубокое развивалось. В 1939 году жителей насчитывалось ~ 10 тысяч; работали: кирпичный завод, конфетная фабрика, мельница, уездная управа, товарные склады, частные лавки, рынок, польская гимназия, ремесленное училище. Дважды в году проходили ярмарки. Потребности верующих удовлетворяли: православная церковь, костел, синагога и 6 еврейских молитвенных домов.
Осенью 1939 года вместе с другими населенными пунктами Восточной Польши Глубокое неожиданно оказалось в составе БССР.
2 июля 1941 года в город вошли немецко-фашисткие захватчики. 50 % населения Глубокского района составляли евреи. По самым приблизительным данным ~ 10-20 тысяч человек были согнаны в гетто и почти полностью уничтожены к лету 1943 года, чудом уцелело 500 узников.
В предместье Березвечье размещался лагерь смерти, его жертвами стали более 27 тысяч красноармейцев и итальянских военнопленных.
Советские войска освободили город 3 июля 1944 года.
Послевоенное строительство прошло типично для городов Западной Беларуси.
Современное Глубокое знаменито вишней. И даже носит статус «Вишневой столицы» Республики. Первые сады заложил помещик-селекционер Болеслав Лапырь 200 лет назад. С тех пор удачное скрещивание с черешней дало потрясающие результаты по сладости, ароматности, урожайности, морозостойкости. Конец июля — время проведения традиционного «Вишневого фестиваля». Его с нетерпением ждут взрослые и дети, беларусы и многочисленные туристы. В Глубоком с вишней едят даже сало.
В целом, городок симпатичный, очень чистый. Ранним утром тишину нарушает только колокольный звон; в воздухе разливается то, что верующие называют «благодать». Жаль, центр обезображен рекламой, но это общее горе российских и беларуских населенных пунктов.
А я еду дальше, на юго-запад.
Следующий крупный населенный пункт – Нарочь, оставлю «за бортом». Там у меня запланирована остановка на обратном пути.
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.