Самые жгучие вопросы для человека — что это за феномены такие - наше сознание и мышление. Что является их основой. Как и когда они появились в ходе эволюции нейронных сетей, имеются ли признаки сознания и мышления у менее развитых животных, чем человек. Системы искусственного интеллекта на основе вычислительных технологий также заставляют нас задуматься об этих феноменах.
Испокон веков люди пытаются найти ответы на эти вопросы. Однако, большого понимания данной загадки так и не появилось. Так как нет точки опоры для решения данной проблемы.
Автор предлагает рассмотрение данной проблемы с позиций биологического программирования и эволюции нейросетей, с позиций технологии ИММВ. Опора на естественнонаучный фундамент всегда наиболее продуктивна.
Однако вновь обращаться к физиологии мозга в данном случае необходимости нет. Мышление процесс не физиологический. Не в том смысле, что он не подчиняется принципам работы мозга. А в том, что для описания данного процесса законы физиологии мозга уже не подходят. Так как мышление - это процесс более высокого уровня по сравнению с теми правилами, которые управляют работой мозга. Причиной такого обстоятельства стала дополнительная рецепторно - двигательная система, сформированная только у человека - вербальная. Но разберем все по порядку.
Основа мышления.
Основа мышления это феномен субъективного сенсорного образа. Этот феномен есть закономерный результат работы биологических нейронных сетей. Это та внутренняя картинка, которая формируется в нашем мозге при его работе.
По свой эволюционно функциональной сущности эта картинка есть нейросенсорный скан внешней среды, а в рамках физиологии это есть набор одномоментно активированных рецепторов высшего порядка. А в рамках психологии это есть набор образов и чувств, которые мы испытываем при формировании данного сенсорного феномена.
Изначальная природная функция субъективного феномена- это результат сканирование внешней среды одновременно во всех доступных модальностях. Это позволяет животному ориентироваться, находиться в состоянии повышенной готовности и приступать к целенаправленным действиям при изменении внешней ситуации наиболее быстро и эффективно.
Этот субъективный феномен имеет индивидуальные характеристики в зависимости от вида животного и его образа жизни.
А у человека этот субъективный феномен приобрел вообще особые свойства. Дело в том, что процесс формирования нейросенсорного скана или феномена сенсорного образа у человека возможен двумя путями.
Первый путь, физиологический, то есть начиная с поступления воздействий на рецепторы периферии и далее вверх по восходящей, вплоть до рецепторов смешанной модальности, то есть до третичных зон мозга. Где и формируется этот субъективный феномен при активации высших рецепторных элементов.
Второй путь только человеческий. Поступление вербальных сигналов на рецепторы зоны Вернике, а далее напрямую в те же третичные зоны мозга, где и происходит «сборка» того же сенсорного феномена, может быть лишь в несколько искаженном виде по сравнению с первичным оригиналом.
Нейросенсорный скан он же субъективный феномен, к которому прикреплен вербальный код есть простейшая единица сознания и мышления. Это своеобразный «атом» разума.
Формирование субъективного феномена у человека в процессе разговора или мышления определяется не естественным путем и «правильным» физиологическим механизмом, а тем смысловым значением, которое несет то или иное услышанное слово. Слово это смысловой код того сенсорного образа, который формируется у нас в мозге.
И лишь человек способен заменить развернутый двигательный ответ на формирование сенсорного образа сокращенным вербальным, что является аналогом полноценного двигательного. То есть в процессах мышления человека подавляющая часть естественных сенсорных образов заменена другими, порожденными смысловыми сигналами слов.
Именно поэтому и нет никакого смысла искать в процессах физиологии мозга какие либо тайны «обработки информации». Эти процессы вообще не связаны друг с другом. К тому же вербальный путь формирования феномена субъективного сенсорного образа у человека преобладает над тем, который является изначально физиологическим.
Но разобраться в нюансах процесса мышления и в том, почему иногда процесс мышления способен порождать новые знания и новые представления в отношении объективной реальности есть.
Вычислительные технологии подобный сенсорный феномен порождать не могут по определению. Если бы было можно, программисты уже додумались бы до него. Рецепторная составляющая в системах подобного типа просто микроскопическая. Подобный феномен там заменяет реальная последовательная программная обработка информации на процессорах.
Характеристики феномена субъективного сенсорного образа.
Субъективный сенсорный образ является не очевидным, но закономерным физиологическим феноменом. Это результат объективных нейронных процессов, протекающих в головном мозге. У нас пока нет возможности сделать его видимым или хотя бы доступным регистрации внешними устройствами, поэтому мы вынуждены формировать представление об этом процессе и явлении на основании косвенных данных.
Но если бы мы могли переводить работу мозга и формируемый субъективный феномен в видимые показатели, как например переводим электрическую работу сердца в кардиограмму, то в таком случае смогли бы получить множество характеристик этого явления и весьма интересного содержания. Может быть психиатры со временем и будут так работать.
Но сейчас, к сожалению, нам доступны лишь некоторые косвенные данные, по которым мы и можем создавать свое представление об этом феномене. Причем эти косвенные данные мы получаем в основном в устной форме от самого объекта наблюдения.
Вот некоторые характеристики этого субфеномена.
1. Физиологичность. Может быть и патологическим. Психиатры об этом могут рассказать в подробностях.
2. Адекватность. Точность отражения внешней среды.
3. Основная модальность. У человека сенсорный образ является мультимодальным, но с преобладанием какой либо одной рецепторной системы.
4. Фрагментарность. Степень интеграции частей его составляющих. Например зрительный и слуховой компоненты могут быть мало связаны.
5. Подвижность. Скорость смены сенсорных образов.
В процессе мышления может принимать участие сенсорный образ с любой характеристикой, включая и патологический. Больные шизофренией не лишены способности мыслить. Их мышление протекает по той же самой схеме что и у нормального человека, но не в рамках привычной логики. Наверное странно, но бред тоже форма мышления - патологическая. Да иногда и не поймешь, бредит человек или нет.
Нейрофизиологические мифы и определения понятия мышления.
Вначале хочу отметить то, чего у нас в мозге нет. Хотя предположения о наличии этих структур были высказаны в свое время известными физиологами. И даже вошли в учебники и энциклопедии. И почти стали научным фактом. Но тем не менее так и остались предположениями, хотя на них до сих пор ссылаются иные ученые мужи как на реальные мозговые структуры. Однако закономерности работы систем биологического программирования не позволят появится подобным структурам в головном мозге. Эти мифические структуры - анализаторы.
Понятие «анализатор» ввёл российский физиолог И. П. Павлов. Анализаторы (сенсорные системы) — это совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма.
Периферический отдел: рецептор, предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения. Проводниковый отдел: цепь из центростремительных (афферентных) и вставочных нейронов, по которой импульсы передаются от рецепторов к вышележащим отделам центральной нервной системы. Центральный отдел: определенная зона коры больших полушарий».
Почему в головном мозге не может быть никаких анализаторов. Это противоречит основному принципу работы систем биологического программирования.
Все сенсорные отделы мозга это совокупность рецепторов различного уровня сложности.
Рецепторы ничего не анализируют. Они напрямую воспринимают из нейронного хаоса соответствующие сигналы. Упомянутые отделы мозга — это ничто иное как набор одноклеточных рецепторов или рецепторных комплексов различного уровня иерархии. Это зоны восприятия сигналов соответствующей сложности.
И все они посылают сигналы на двигательные программные элементы также различного уровня сложности и иерархии.
Но сам процесс анализа сигналов в мозге, конечно, протекать может. Это одна из форм мышления и этот процесс осуществляется совершенно не так, как предполагали в свое время эти исследователи.
Сам «механизм» процесса мышления всегда один и тот же, но формы этого процесса могут быть весьма разными и не обязательно в рамках привычной нам логики.
Вот какие определения процессу мышления даёт классическая психология.
Возможность процесса мышления заложена в системы биологического программирования. Появление в мозге нейросенсорного скана - результат активации набора рецепторов разных модальностей. Также это есть «единица мышления» в биологических нейронных сетях. Эта единица мышления имеет сложно составной и мультимодальный характер.
А возможность переноса внимание с одного фрагмента этого субфеномена на другой конструктивно заложена самой природой. Это необходимый атрибут выживания для носителя данного феномена.
Возможность перехода (переноса внимания) от одного фрагмента субъективного сенсорного образа к другому, а также равно переход от одного целого субъективного сенсорного феномена к другому есть физиологический фундамент процесса мышления.
В общем плане процессы мышления это процессы перехода от одного субъективного сенсорного образа к другому. Но это в общем. А вот детали и нюансы этого процесса, под которым мы и подразумеваем собственно мышление, скрыты в мелочах. Необходимо разобрать все эти мелочи по порядку.
Функционально процесс мышления тесно связан с процессом общения. Общения без мышления быть не может. Но мышление без общения возможно.
Типы мышления.
Типы мышления определяются теми сигнальными «мостиками», с помощью которых в нашем мозге происходит смена субъективных феноменов. Таких типов два. Это вербальный тип мышления и не вербальный.
Как слово, так и сигналы иного рода могут нести в себе определенное смысловое содержание. Сигналы не вербального характера это звуки, позы, мимика, наборы движений. Все они могут порождать в мозге животного или человека сенсорный субфеномен определенного содержания и значит пригодны для общения. Формы не вербального общения наблюдаются у многих животных. Значит у них имеется не вербальный тип мышления.
Хотя по сравнению со словом у сигналов иного характера имеется существенный минус. Это их смысловое содержание. Слово несет в себе более конкретный и содержательный смысл. Вербальный путь формирования сенсорных образов заложен природой. Количество слов и передаваемых ими смыслов не ограничено. Возможность формирования с помощью набора слов сенсорных феноменов любого рода безгранична.
Мышление без общения с помощью сигналов не вербального характера остается под вопросом. Это вопрос интересный и остается открытым.
Вербальный тип мышления. Его формы и особенности.
При данном типе мышления посредником при переходах от одного субфеномена к другому является слово в устной, печатной или форме жестов.
Каждое слово это индивидуальный смысловой код объекта внешней среды, явления, события, процесса или природной закономерности. Либо вымышленного персонажа, события или явления. С помощью набора таких кодов человек способен вообще отразить все как реальные явления и события объективного мира, так и вымышленные. Так как факт присвоения сенсорному феномену смыслового кода породил возможность формирования в нашем мозге сенсорных образов любого содержания, а в дальнейшем и возможности восприятия не явных объектов и явлений среды.
Подобный шаг эволюции можно назвать настоящей «физиологической революцией». Так как при этом типе мышления исчезают любые физиологические ограничения при формировании нашего субъективного феномена. Этот процесс может ограничивать лишь словарный запас или полет фантазии ваш или вашего собеседника. И это обстоятельство влечет для человека как ощутимые выгоды, так и реальные угрозы и оказало прямое влияние на процедуры мышления человека.
Нейросенсорный скан, к которому прикреплен вербальный код стал простейшей единицей сознания и мышления. Он превратился в своеобразный «атом разума». Человек может ментально оперировать только теми понятиями - «атомами разума», которые имеются в его памяти.
Процесс накопление у субъекта в памяти подобных простейших единиц - вербализованных субъективных образов - есть первый этап процесса формирования и расширения феномена сознания. Необходимо заметить, что процессы накопления «атомов разума» и процессы мышления это вообще отдельные процессы.
Хотя понятия сознания и разума предполагают также умение правильного оперирования этими единицами сознания. Но если мы эти понятия все таки разделим, то этот прием облегчит нам понимание сути природы этих обоих феноменов.
И еще. Следующее правило важно знать для понимания сущности нашего субъективного внутреннего мира и процесса мышления. Так как человек способен легко создать в своем мозге любую реальную и не реальную в отношении внешнего мира картинку.
Человеческие возможности формирования и манипулирования в мозге субъективными сенсорными феноменами намного превосходят любые возможные взаимодействия физических аналогов в реальном мире.
Особенности мышления человека и уровень развития общества взаимосвязаны. В каждую эпоху у человека в голове формируются специфические наборы образов, понятий, чувств и мотиваций. Это то, что мы называем ментальными конструкциями. Характеристики мышления являются одной из граней проявления таких ментальных конструкций. Они определяются как ментальностью общества в целом, так и свойствами каждой личности в отдельности и уровнем развития данной личности. Формы мышления есть производное от всех этих упомянутых факторов. Хочу отметить некоторые из них с упором на особенности характера процесса мышления.
1. Начальная форма. Самой простой формой вербального мышления является та, которую можно было бы назвать бытовой или детской. Это простой переход от одного сенсорного образа к другому без каких либо смысловых рамок. Это как прослушать или просмотреть сказку и принимая все как реальность. Любое общество проходит эту форму восприятия. Для людей древности такой тип мышления норма.
2. Научная форма. В ходе развития общества или в ходе индивидуального развития человек стал приходить к выводу, что внешний мир все таки имеет какие то смысловые рамки, отражающие и ограничивающие взаимоотношения и взаимодействия объектов. И эти смысловые рамки в том числе должны ограничивать размах его мыслей и не позволять действовать исходя лишь из своих фантазий и желаний. И таким образом в сознании людей стали появляться смысловые опоры, то есть те же вербализованные сенсорные феномены, но которые накладывают ограничения на наш процесс мышления, то есть субъективного манипулирования имеющимися в нашем сознании и распоряжении иными субъективными феноменами.
Новые знания расширяют сознание в отношении изучаемого объекта. Научный труд это получение новых знаний, в основном экспериментальным путем.
Но имеется и другой путь получения новых знаний.
Особо любопытные граждане, страдающие тяготением к интеграции и упорядочению имеющихся фрагментов образов реального мира могутна основе имеющихся новых или старых знаний выявлять и формулировать новые закономерности и новые смысловые рамки для этих фрагментов. А далее, уже на основании этих вновь сформулированных закономерностей создавать новые сенсорные образы в отношении изучаемого объекта или явления. Конечно, проверяя вновь сформулированные и полученные закономерности и сенсорные феномены. То есть также расширять наше сознание в отношении изучаемого объекта или явления, но уже другим путем.
Так процесс мышления позволяет получать новые знания и воспринимать не очевидные явления и объекты внешнего мира.
То есть сначала с помощью субъективных образов и процесса мышления создаем различные всевозможные смысловые конструкции, а затем с помощью смысловых рамок отсекаем не подходящие варианты. Иногда может получится что-то полезное и адекватное реальности. И не зря такую форму мышления называют научным творчеством.
Уважаемые коллеги, только что озвученные мысли и высказанные автором идеи в отношении нейрона и его главной функции - ИММВ вам ничего не напоминают?
3. Художественная форма.
Хочется упомянуть об еще одной форме мышления. Если человек является зрелой личностью, то он легко отделяет мир человеческих фантазий и грёз от реальных событий и явлений. Что касается фантазий и грез, то никаких правил их формирований нет. Они просто не нужны. Для большого числа людей такая форма мышления стала основной в их профессии. Писатели, художники, кинематографисты и другие люди творческих профессий используют в своей работе именно такую форму мышления.
И в случае, если мы являемся зрелой личностью, то воспринимаем результаты их мыслительной работы вполне адекватно, с пониманием и четким разделением реальности и той картинки, которую создали эти люди.
Заключение.
Уважаемые коллеги. В данной работе автор собрал картинку работы мозга из фрагментов разных наук -физики, биологии, программирования, психологии и эволюции. Картина не противоречивая и оригинальная. Ни один известный факт на сегодня не опровергает данную точку зрения. Значит остается еще один метод проверки изложенных идей. Это техническое моделирование биологических нейронных сетей. И на этом пути могут быть получены очень интересные результаты.
Выводы.
1. Существование живой материи в любой форме обусловлено универсальным законом, не имеющим исключений. «Структура всегда определяет функцию».
2. Развитие и работа головного мозга происходили также в рамках этого правила. При этом развитие мозга шло как органа управления в рамках функций биологического программирования. Нейрон при этом имеет главную функцию индикации минимальной мощности воздействий — ИММВ.
3. Эволюция мозга это переход от восприятия простейших сенсорных фрагментов на рецепторах качества к восприятию всей доступной картины мира в качестве и целостности также с помощью рецепторов, но более высокой сложности и иерархии. Рецепторы остаются рецепторами. Меняется лишь сложность, их и получаемых на них сигналов.
4. Функция ИММВ позволяет разово активировать любое количество нейронов в любых сочетаниях. В рамках этой функции появился физиологический феномен нейросенсорного скана, который имеет также и субъективный компонент. У человека этот феномен в ходе эволюции стал основой мышления и разума.
5. Физиологическая основа мышления это третичные рецепторные поля КГМ. Они представляют собой набор рецепторов смешанной модальности. При повреждении этих зон нарушается интеграция сигналов различных модальностей. Субъективная целостная картина мира распадается на мало связанные фрагменты. Поэтому эти зоны мозга можно назвать суммой рецепторов смешанной или логической модальности.
6. Способность логического восприятия мира это в первую очередь способность восприятия его целиком, во всех деталях. А далее сопоставление различных фрагментов субъективного феномена на основании тех ограничений, которые дают нам законы природы. Несовместимые фрагменты не дадут сформировать целостную картину мира.
7. Мышление в целом это процессы перехода от одного сенсорного феномена к другому. Это умение и возможность оперирования по различным правилам или вовсе без правил своими сенсорными феноменами. Это процессы формирования новых субъективных сенсорных образов. Это восприятия не очевидных объектов и явлений внешней среды с использованием смысловых ограничений.
8. Все варианты мышления, известные нам, включая и патологические формы, не имеют принципиальных отличий друг от друга. Все они протекают по одной схеме, но могут осуществляться в различных формах.
9. Вербальная метка для субъективного феномена является наиболее удобным, но не единственным способом с целью передачи смыслового сообщения.
10. Смысловое содержание вербальных меток и их разнообразие в передаче сенсорного образа позволяют использовать их для логической формы процесса мышления, но не определяет эту форму. Вербальная метка также часто применяется для создания процессов мышления вне рамок логики. Это может быть как осознанный процесс, так и не осознанный.
11. Физиология мозга и обработка информации это два никак не связанных друг с другом процесса. Нельзя выводить один из другого.
12. Системы биологического программирования на основе функции ИММВ в настоящее время доступны для их технического моделирования. Работы в данном направлении могут дать нам новые объективные знания о таких не очевидных явлениях как субъективный сенсорный образ или что такое зачатки сознания. А также в отношении других аспектов нашей психики.