Найти тему

Божеволие и «отсебятина» людей

10.4.5.

В украинском языке есть слово «божевiльний», прямых аналогов которому в русском языке нет. «Викисловарь» поясняет его происхождение так:

«Сложное слово, образованное от словосочетания укр. божа воля — «божья воля»; отражает религиозное представление о психически больных людях (юродивых) как о выразителях воли бога».

Однако, на русский язык слово «божевiльний» обычно переводят как «сумасшедший», но имеется ввиду не буйный сумасшедший и не маньяк, а безобидный «дурачок»; ещё варианты перевода — «психически больной», «психически ненормальный», «безумный», «слабоумный», «тронутый», — поскольку в толковых словарях украинского языка этому слову придаются именно такие значения. Но кроме того, иногда ему придают смысл, прямо противоположный исходному прямому смыслу — «свободный от Бога», «без Бога в голове», т.е. по организации психики — демон, вследствие чего, по нашему мнению, такой перевод ни чем не оправдан. А в ряде случаев в качестве аналогов слова «божевiльний» в русском языке избирают слова «юродивый», «блаженный».

То есть в исторически сложившейся культуре к изначальному прямому и однозначно понимаемому смыслу слова «божевильный», обозначающего индивида, через которого реализуется Божья воля в чистом её виде (т.е. без примеси какой бы то ни было «отсебятины», производимой самим индивидом), — добавились иные смыслы. При этом смысл «слабоумный» исторически реально сопутствует исходному прямому смыслу, не отрицая его. А смысл «свободный от Бога» прямо отрицает прямой исходный смысл слова «божевильний». Поэтому обратимся к тому, что стоит за этим словом в жизни.

По жизни можно заметить:

  • чем слабее интеллект — тем меньше «отсебятины» производит индивид в своих фантазиях и в попытках воплотить фантазии в жизнь;
  • чем мощнее интеллект — тем больше «отсебятины» производит индивид в своих фантазиях и в попытках воплотить фантазии в жизнь.

Поэтому:

При наличии неких определённых личностных качеств реально слабоумный индивид может действительно быть ретранслятором воли Божией именно потому, что он не в состоянии производить «отсебятину» ни в собственных фантазиях, ни в потоке событий общей всем людям Жизни.

  • Эту взаимосвязь слабоумия и ретрансляции некоторыми (но не всеми) слабоумными воли Божией люди осознавали издавна, что и привело к появлению слова «божевiльний», хотя с началом эпохи беззастенчивого атеизма осознание этой взаимосвязи было утрачено, в первую очередь, атеистами.
  • Но также люди осознавали и то, что не всякий слабоумный реально — «божевiльний». И из этого обстоятельства возникли смыслы слова «божевiльний», сопутствующие исходному и подчас прямо противоположные ему. Вследствие этого слово «божевiльний» стало синонимом слов «психически больной», «ненормальный», «слабоумный» и других близких им по смыслу слов, практически полностью утратив свой исходный смысл в современной нам культуре.

Это возникновение смыслов слова «божевiльний», сопутствующих прямому исходному, и отличных от него, — выражение реального атеизма, т.е. выражение утраты религиозного чувства и осознания факта бытия Божиего подавляющим большинством людей. Вследствие этого свою деятельность и бездеятельность по «отсебятине» люди так или иначе осознают. Но при этом большинство из них вследствие подавленности или утраты религиозного чувства не осознают в конкретике его проявлений тот факт, что всякой людской «отсебятине» всегда сопутствует Вседержительность, в русле которой людьми творится «отсебятина». А «отсебятина» почти всегда творится людьми, и занимает определённое место в русле Вседержительности:

  1. либо в русле Промысла,
  2. либо в пределах попущения Божиего людям ошибаться,
  3. либо в переплетении Промысла и попущения.

«Отсебятина» людей, в свою очередь, представляет собой смесь своеволия, действующего с уровня сознания, и бессознательных автоматизмов, эгрегориальной и прочей одержимости.

Мы живём бо́льшую часть времени, творя разнородную «отсебятину» соответственно своим нравственным стандартам в меру собственной интеллектуальной мощи и силы воли, особо не задумываясь о том, какое место наша «отсебятина» займёт в русле Вседержительности. И уж тем более мы в своём большинстве не задумываемся о том, когда нам следует переходить в режим «божевольности» и как это сделать. А юродивые-божевольные редки, и их жизнь просто показывает всем прочим, что такой режим деятельности-бездеятельности людей возможен.

Юродивые-божевольные, ставшие таковыми прежде всего по причине слабоумия, редки потому, что человек как биологический вид наделён Свыше умом-разумом, совестью и потенциалом собственной воли — и это генетическая норма. Разум, совесть и воля ему необходимы для того, чтобы он в ходе общественно-исторического развития, в основе которого лежит личностное развитие, перестал быть «Хомо НЕДО-сапиенсом» и стал Человеком БЛАГО-разумным (т.е. добросовестным) и волевым — наместником Божьим на Земле.

Если бы Бог желал действовать в Мироздании исключительно через безумных и безвольных дистанционно управляемых биороботов, то человек как биологический вид был бы лишён ума-разума, совести и воли: в таком варианте они не нужны.

Один из аспектов безопасности жизни людей персонально и безопасности жизни культурно своеобразных обществ и человечества в целом состоит в том, что человек должен знать больше, нежели умеет делать с предсказуемо гарантированным результатом.

В этом случае, если он разумен, он не будет предпринимать действий, последствия которых для него непредсказуемы или предсказуемо чреваты неприятностями (вплоть до катастрофических) как для него самого, так и для окружающих и потомков. Разность «знания – реализуемые навыки» обеспечивает некоторый запас безопасности деятельности и несёт перспективы наращивания собственной дееспособности путём освоения новых навыков в пределах освоенных «теоретических знаний» и выработки и освоения новых знаний, которые в последующем также могут быть преобразованы в навыки.

Тем не менее, в жизни бывают ситуации, в которых для достижения объективно наилучшего результата человеку может не хватать освоенных им навыков и знаний. А кроме того достичь объективно наилучшего результата (т.е. лежащего в русле Промысла Всевышнего) ему могут не позволять ограниченность его чувств (ограниченность способностей к мировосприятию, следствием которой является недостаточная для успешной деятельности осведомлённость о ситуации), недостаточность его даже неоспоримой интеллектуальной мощи для выработки наилучшего управленческого решения и ограниченность его собственной воли, не позволяющая реализовать такого рода решения, даже если они как-то всё-таки им выработаны или стали известны из внешних по отношению к его психике источников.

Это — те ситуации, в которых Бог реально может помочь человеку достичь объективно наилучшего результата, но при условии, что сам человек способен принять помощь Всевышнего в разрешении такого рода ситуаций. Это — те ситуации, в которых следует переключиться в режим божеволия («божевильности»).

И главное, что мешает людям в таких ситуациях принять помощь Всевышнего, — неверие Богу как субъекту и «отсебятина», производимая человеком как осознанно волевым порядком на основе свойственных ему предубеждений, так и производимая его бессознательными уровнями психики (включает в себя инстинктивно и культурно обусловленные «автоматизмы» реакции на ситуации и поведения в них, личностно-эгрегориальное взаимодействие, разнородную одержимость). Но Бог — «деликатен» в том смысле, что не препятствует человеку делать то, что он делает по «отсебятине».

Одна из судьбоносных по её последствиям ошибок, свойственная подавляющему большинству «нормальных» (в смысле не слабоумных людей) — их неумение прекратить производство «отсебятины» в ситуациях, по отношению к которым они сами по себе недееспособны и которые могут быть разрешены только в режиме божеволия («божевильности»). Прекратить осознанно волевым порядком производство «отсебятины» в таких ситуациях — является ключом, открывающим вход в режим божеволия («божевильности»), в котором Бог организует управление ситуацией так, что она разрешается ко благу, подчас непредсказуемому, вопреки предубеждениям и ожиданиям всех участвующих в ней людей.

Если же человек смог войти в режиме божеволия, то он становится свидетелем и соучастником сотворения «чудес», т.е. результатов разрешения ситуаций, которые представляются невозможными, если соотноситься с предубеждениями, которые были свойственны людям до их вхождения в ситуацию. Естественное происхождение этих «чудес» как Божией милости, адресованной как ему персонально, так и другим людям, с которыми он в той ситуации взаимодействовал, может стать понятным ему (осознанно осмыс­лен­ным) только спустя некоторое время; но может оставаться незамеченным и непонятным до конца его жизни.

Хотя в русском языке нет прямых аналогов слову «божевiльний» и производным от него, тем не менее, само явление известно и характеризуется оборотами речи «отдаться на Божью волю», «предаться Божией воле».

Но чтобы это осуществить, необходимо верить Богу как субъекту, как личности, которая, во-первых, знает всё (включая и то, что является наилучшим для индивида, и для некоторого множества взаимодействующих с ним людей, и для человечества в целом), и, во-вторых, обладает абсолютной властью, которая мощнее и превыше власти всех прочих субъектов, которым какая-то власть предоставлена Им же. И только на основе веры Богу как субъекту — Всевышнему управленцу — прекращение производства «отсебятины» индивидом позволяет реализовать режим божеволия в соучастии индивида в развитии ситуации под властью Всевышнего.

Но режим божеволия — не отказ от самого себя, не отвержение свой личности на более или менее продолжительное время. Напротив: режим божеволия — это проявление себя, бытиё самим собой — таким, каков индивид в действительности есть. Требуется быть искренним перед самим собой, не кривить душой, не лицемерить, не пытаться изобразить из себя (или собой) некую персону, которой индивид не является. И при этом надо быть внимательным к потоку своих собственных чувств, и действовать искренне, осмысленно реагируя на то, что они приносят душе индивида — его вечному «Я». Т.е. воля самого человека в этом случае не отключена, он не безвольно «плывёт по течению», отдавшись «житейской стихии», а взаимодействует с нею осознанно волевым порядком, но так, чтобы не насиловать ситуацию ни в чём, а быть её органичной частью, пребывая в не напряжённых взаимоотношениях с нею, дополняя своими действиями действия других участников ситуации и действия стихий. Тогда ситуация разрешается милостью Божией наилучшим возможным образом, приводя её участников к новому качеству жизни, которое до этого казалось им невозможным либо вообще выходило за пределы их представлений о возможном течении событий и результате.

Успешная реализация стратегии «не противься злому», в результате чего зло самоликвидируется, нейтрализуется или злодеи отказываются от злодейства, — частный случай осуществления режима божеволия.

Также, пребывая в режиме божеволия, надо помнить, что:

«Бесы слушают, а ангелы и Бог всё видят и не нуждаются в пояснениях потому, что их нравственные стандарты и деятельность исключительно в русле Промысла позволяет им всё осмыслять адекватно и без пояснений». В противном случае можно выпасть из режима божеволия.

Соответственно, в конкретике развития ситуации и соучастия в ней необходимо следовать принципу «оглашение любой информации, как и умолчание о ней, всегда либо управленческий акт, либо потеря управления в большей или меньшей мере вплоть до невозможности осуществить намерения (т.е. получить результат) вплоть до катастрофы (возможно, что вплоть до катастрофы судьбы)».

Но всё же режим божеволия — это некая чрезвычайщина, в которой милость Божия реализует ко благу участников то, что они самостоятельно на основе достигнутого ими качества собственной дееспособности реализовать не могут.

В обыденности же человек должен творить «отсебятину» по совести, чтобы она лежала в русле Промысла Всевышнего: для этого ему и даны разум, воля, совесть. В этом случае результат «отсебятины» будет дополняться «сопутствующими эффектами», проистекающими из Вседержительности, выражающимися в повышении качества результата этой «отсебятины». Это, в частности, характерно для деятельности пророков, посланников Всевышнего, которые в одних ситуациях становились божевольными, а в других ситуациях действовали осознанно волевым порядком по произволу, подчинённому совести, в русле Божьего Промысла. Т.е. божевольные («божевильные» — юродивые, блаженные) — не пророки.

Если же «отсебятина» творится не по совести, то она оказывается в пределах попущения Божиего людям ошибаться, и «сопутствующие эффекты», проистекающие из Вседержительности, будут обесценивать результат «отсебятины» в большей или меньшей мере вплоть до полного разочарования в нём творца «отсебятины» и окружающих. А если индивид исчерпает попущение Божие ему ошибаться, то производимая им «отсебятина» может стать и причиной гибели его самого и связанных с ним других людей.

«Русский мир»: что стоит в Жизни за этими словами в прошлом, в настоящем и в будущем (ред. 1)