Новая работница мне понравилась: исполнительная, покладистая, всегда вовремя появлялась на рабочем месте. Правда, неохотно рассказывала о себе, но это и хорошо: здесь ведь нужно делом заниматься...
Днем Валя работала в моем ателье, а вечером мыла полы в супермаркете. Она не говорила об этом, я случайно ее как-то там увидела. Удивилась, но вопросов задавать не стала. Зачем лезть человеку в душу? Мне нравилось, как она шьет. Похожая на девочку-подростка Валентина быстро зарекомендовала себя, и я могла поручить ей заказ любой сложности. А еще она владела техникой вышивки бисером и рисунком по ткани. «Золотые руки» – назвала я эту девушку. И не уставала ее хвалить. Валя находила общий язык с любым клиентом. Как-то одна дама больших габаритов, желающая сшить платье на два размера меньше, пять раз требовала от нас перешить наряд. Валя повела себя как настоящий дипломат. В итоге клиентка не только осталась довольна работой, но и привела к нам в ателье своих подруг и невестку, которые стали постоянными заказчицами. Было видно, как Валентина дорожит своей работой: могла прийти рано утром и работать до полуночи. Брала иногда заказы, на которые я смотрела скептически... Однажды, во время нашего с ней совместного чаепития, девушка сказала:
– Вот бы создать свою коллекцию одежды. Я даже набросала кое-какие эскизы.
– Так и займись моделированием, – посоветовала ей. – У меня есть знакомая, я поговорю о твоем участие в конкурсе. Покажешь свои модели...
Валя опустила глаза:
- Мне некогда, Надежда Сергеевна…
- Некогда? У тебя ведь ни мужа нет, ни детей!
- Да, но… В общем, на мне младшие брат и сестра, — объявила она.
- А ты говорила, что у тебя есть старший брат, — напомнила девушке.
– Да, но он... – Валя запнулась. – Не живет с нами уже несколько лет.
– Ясно! Выпорхнул из родительского гнезда и носа не показывает? Как это знакомо! У самой такой эгоист вырос! Как женился – сразу переехал к жене в другой город. Хотела завести кошку, но у меня аллергия на шерсть. Замучало одиночество... А твои родители? Много работают?
– Мама дома сидит, а папа умер год назад, – Валентина вздохнула, поднялась из-за стола и пошла работать. Мне показалось, что тема семьи для нее непростая, но вопросы я, как всегда, задавать не стала. Захочет – сама расскажет...
Как-то в разгар рабочего дня ей позвонила на мобильный телефон соседка.
– Бегу! – крикнула она в трубку, посмотрев на меня глазами полными слез. – Надежда Сергеевна, можно я на час уйду?
– Конечно. А что случилось? Может, тебе деньги нужны? Или еще какая-то помощь?! – я даже разволновалась.
– Нет-нет, спасибо! Я через час приду…
Она действительно вернулась ровно через час. Расстроенная. И тогда я сказала:
– Валюша, не люблю лезть в сокровенное, но вижу, что с тобой творится. Если у тебя беда – скажи. Я постараюсь помочь.
Девушка разразилась плачем. Вздохнув, я присела рядом и обняла ее.
– Успокойся, – начала тихо. – Знаешь, когда меня с крохой на руках бросил муж, казалось, Земля сошла с орбиты. Но я выстояла! Вырастила сына, поставила его на ноги. Правда, теперь он редко ко мне приезжает... – Я грустно улыбнулась. – Но самое страшное было, когда сказали, что у моей мамы рак. Я как раз окончила школу и собиралась поступать в институт. И тут как гром среди ясного неба. Мне всего семнадцать… На отца рассчитывать не приходилось, он в этой ситуации повел себя подло: сказал, что у него другая женщина, и ушел… Представляешь? Мама сильный человек. Держалась… Я устроилась уборщицей на две работы, в институт не поступила, старалась покупать ей все самое лучшее: лекарства, икру… Помню, она сказала: «Надюша, не траться, все решено за нас...» А через месяц ее не стало… В тот день в комнате вдруг остановились часы… Я так и не трогала их больше.
– Но моя мама не больна… – краснея, сказала Валя. – Она... пьет. Когда пьяная, кричит на малышей, выгоняет их на улицу за то, что не слушаются. Вот соседка и позвонила... Мама хороший человек, но когда выпьет… Мне малышню жалко.
– А старший брат? – опять вспомнила я. – Он может повлиять на мать? Поговорить с ней? Какие у вас отношения?
– Никаких. Брат сидит в тюрьме… Пять лет уже. Младший братишка без него родился… А потом папа умер...
– Хорошо, что ты все рассказала, Валюша. Вместе что-то решим. Главное – не плачь, – подбодрила я девушку.
– Спасибо вам, Надежда Сергеевна. Вы такая… необыкновенная... – она вдруг поцеловала меня. После внезапных взаимных откровений мы с Валей стали дружны.
Перед Новым годом я передала ее младшим корзину фруктов, а Валюше дала премию – она заслужила… Девушка отвечала мне любовью, всегда старалась преподнести какой-нибудь приятный сюрприз. Тридцать первого декабря, вернувшись из магазина в пустую квартиру, я подумала: «Бог с ней, с аллергией – надо заводить кота…» Одиночество угнетало… Вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стояла Валя с малышней.
– Тетя Надя, мы к вам с сюрпризом! – кинулась мне на шею маленькая Маша. – Надежда Сергеевна, Новый год ведь особый праздник, – начала Валя. – Вот мы и решили нагрянуть. Правда, детишки?
Машунька и Ванюша дружно кивнули. Валя достала большущую пиццу, банку оливье и бутылку шампанского.
– Это вам! Точнее, нам! Давайте праздновать! – предложила, улыбаясь. – А это уже лично вам, – девушка достала из кулька темно-синий сарафан с ручной росписью по ткани.
– Какая прелесть! Спасибо, дорогая! – искренне поблагодарила я. – Еще раз спасибо за такой приятный сюрприз, – продолжила растроганно. – Начинаем праздновать?! Ну-ка, дети, айда к столу!
Конечно, это был подарок от души, но так хотелось ответить взаимностью этой милой девочке, вдруг ставшей мне почти дочкой… Моя мама всегда повторяла: «Не скупись на любовь, люди ответят тем же». Я достала из шкафа вечернее платье.
– Валюша, примерь, – протянула Вале наряд. – Думаю, тебе пойдет!
– Ну вот. Надежда Сергеевна, выходит, это обмен? – улыбнулась девушка.
– Пусть так! – засмеялась я. – Но ты ведь не откажешься, правда?
Через две минуты Валентина вышла из спальни в облегающем фигуру шелке.
– Когда-то я сшила его себе. На какой-то праздник. Но потом поправилась. Да и куда мне в нем ходить? Носи на здоровье. Оно тебе очень идет. Ты как королева! – Я обняла девушку.
– А мне как раз нужно на свадьбу к соседке идти. Я все думала, в чем, – засветилась она. – Я вчера маму на лечение отвела, – добавила тихо.
– Это же чудесно, Валюша!
– Теперь главное – не сорваться. Ее предупредили, что если сорвется, может совсем плохо кончиться… Я очень надеюсь...
– Уверена, все будет хорошо, – оборвала я ее. – Вот увидишь! – а по моим щекам уже текли слезы…
Странная штука жизнь. Хорошая и странная. Мы думам, что управляем ею, а она не устает подбрасывать сюжеты, давая понять, что это она управляет нами… В моей жизни было много печальных сюжетов. Но встреча с этой девочкой что-то изменила во мне. Спасла от одиночества. Надеюсь, что и я в ее жизни сыграла какую-то роль…