Найти тему
Математический клуб

Головы и ноги (2-5 классы)

Оглавление

Задачи про головы и ноги в разных вариациях часто можно встретить на олимпиадах, но, что более важно, с помощью этих задач можно научиться трём вещам:

  • Осознанно подбирать ответ (2-3 классы)
  • Осознанно проверять ответ (2-5 классы)
  • Расширить опыт осознанного подбора до решения (4-5 классы)

Важное замечание

Подобранный и проверенный ответ не равноценен верному решению. Напомню, что:

Решить задачу — найти все ответы и убедиться, что других ответов нет.

Тем не менее, мне кажется важным научить перво- и второклассников подбирать ответ. С одной стороны, это хороший план на случай, если нет вообще никаких идей, как решить задачу, с другой — умение аккуратно подбирать ответ эволюционирует в умение замечать закономерности и на их основе придумывать решения.

Тем более, что идея решения_задачи в вакууме достаточно сложна и за редким исключением в первых классах детьми понимается на уровне воспроизводства данного учителем алгоритма. Более того, даже матшкольники старших классов часто выдают и принимают за решение пересказ условия задачи, загромождённое "следовательно", "противоречие" и другими умными словами.

При этом плавный переход от чисел, для которых можно подобрать ответ, к числам, где дешевле отделаться какими-нибудь рассуждениями, в более естественной форме подводит ученика к полезности решения_задачи.

Поэтому тт учеников 2-3 классов занятии я требую только ответ с выполненной проверкой. Ученики 4-5 классов уже пишут полноценное решение про пример решений, изложенных на доске.

Пример осознанного подбора

Задача №1

Летом во время каникул мистер Ефим летал на планету Шелезяка. Там проживают трёхногие и двуногие роботы. У всех роботов по одной голове. На одной фотографии, которую Ефим сделал на этой планете оказалось 6 голов и 15 ног. Сколько двуногих роботов запечатлено на фотографии?

Решение

Пусть будет 5 двуногих и 1 трёхногий робот. Тогда всего 5*2+1*3 = 13 ног. Ног не хватает. Значит увеличим количество трёхногих роботов.

Пусть будет 2 двуногих и 4 трёхногих робота. Тогда всего 2*2+4*3 = 16 ног. Почти решили, но теперь ног немного больше. Уменьшим количество трёхногих роботов.

Пусть будет 3 двуногих и 3 трёхногих робота. Тогда всего 3*2+3*3 = 15 ног. Получилось!

Ещё примеры решения задач

Проверка решения

В конце каждого листочка включены задания на сопоставление проверки и условия задачи. Кажется, что это отличный способ внести разнообразие в занятие и разбавить рутину.

Материалы

2-3 класс Головы и ноги
4-5 класс Головы и ноги