Иранские политики в основном озабочены более широкими последствиями того, что Азербайджан берет верх в регионе, а также геополитическими и. экономические последствия этого. Об этом MEE заявил эксперт по геополитике и безопасности на Ближнем Востоке из Немецкого института международных отношений и безопасности Хамидрезa Азизи.
Турция и Израиль меняют Южный Кавказ
Турция и Израиль, которые были основными военными и политическими сторонниками Азербайджана, инициируют изменения в региональном порядке. «С геоэкономической точки зрения, главной заботой Ирана является потенциальное создание Зангезурского коридора», - сказал Азизи.
Зангезурский коридор — это стратегически значимая узкая полоса земли в Сюникской области Армении, которая отделяет основную часть Азербайджана от Нахиджевана.
И Турция, и Азербайджан призвали к открытию коридора, что может иметь важные последствия для Ирана. Во-первых, сказал Азизи, это «значительно снизит важность Ирана в любом будущем китайском плане для региона в рамках инициативы «Один пояс и один путь».
Решение о создании Зангезурского коридора будет также иметь геополитические последствия. «Официальные лица Азербайджана время от времени заявляли, что создание Зангезурского коридора каким-то образом повлечет за собой потерю Ираном сухопутного доступа к Армении», - сказал Азизи. Были предложены различные договоренности, включая коридор, контролируемый международным сообществом, который, если бы он проходил через провинцию Сюник, «стал бы геополитической катастрофой» для Ирана, сказал он.
По окончании 44-дневной карабахской войны в 2020 году Армения и Азербайджан подписали соглашение о прекращении огня при посредничестве России, в котором говорилось, что «все экономические и транспортные связи в регионе должны быть разблокированы». В нем также отмечалось, что Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахджеваном.
Для Азербайджана это означало создание Зангезурского коридора. В Тегеране это означает ограничение его геополитических возможностей и усиление зависимости от Азербайджана, который имеет тесные связи с Израилем, заклятым врагом Ирана и региональным конкурентом Анкары.
По словам Азизи, Иран опасается не Карабаха как такового, а того, что это подразумевает по поводу поэтапного подхода Азербайджана к достижению всех своих целей. «Возврат Баку Нагорного Карабаха является прелюдией к созданию Зангезурского коридора. Вот что тревожит Иран», - сказал он.
Несмотря на сильную оппозицию, способность Ирана ответить пока ограничена. Россия дала понять, что готова пойти на какое-то соглашение, поскольку ее рука ослабла после войны на Украине. Хотя Иран, возможно, и не хочет этого признавать, Тегеран больше не пользуется поддержкой России, своего главного партнера в регионе, сказал Азизи. «Россия не только не поддерживает Армению, но фактически встает на сторону Турции».
Вопрос национального суверенитета Ирана
Внутри Ирана сохранение открытой границы с Арменией стало «вопросом патриотизма и национализма», сказал Армин Монтазери, редактор внешней политики иранской газеты «Хам-Михан».
«Общественное мнение по этому вопросу таково, что иранцы поддерживают даже военный подход против любых действий на границе с Арменией, если в этом есть необходимость».
Подобные идеи также проникают в турецкое общество, где сухопутный коридор с Азербайджаном рассматривается как ворота в Центральную Азию и средство воссоединения с другими тюркскими государствами.
По словам Монтазери, помимо исторических обид, политикам в Иране теперь приходится проводить более тонкую линию, чем раньше. «Иран сейчас сталкивается с двумя странами с четкими границами, и ему приходится выбирать, хочет ли он продолжать сотрудничество с двумя странами или враждебность с одной. И я думаю, что этот сдвиг также окажет влияние на общественное мнение Ирана», - добавил он.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган попытался развеять опасения Ирана, предположив, что Тегеран будет включен в планы по созданию общего процветания между странами.
«Когда Эрдоган заявил, что у Ирана нет проблем с Зангезурским коридором, иранские официальные лица этого не отрицали», - сказал Монтазери, добавив, что это означает, что Тегеран «готов поговорить об этой идее».
Затянувшиеся подозрения
Однако таким заверениям со стороны Турции придется бороться с сохраняющимися подозрениями внутри Ирана, сказал Али Ваез, директор иранского проекта Международной кризисной группы.
Азербайджан, добившись значительных территориальных завоеваний, вероятно, сосредоточится на консолидации своего контроля над вновь приобретенными территориями, сохраняя при этом свои стратегические энергетические интересы с Ираном.
С другой стороны, перед Арменией стоит непростая задача восстановления своей экономики, принятия притока беженцев и примирения с новыми геополитическими реалиями на Южном Кавказе.
Между тем, Ирану приходится бороться с двумя давними проблемами в отношении Азербайджана, которые усугубились после конфликта 2020 года, сказал Ваез.
«Первая связана с собственными опасениями Ирана по поводу своей территориальной целостности. Почти треть из почти 88-миллионного граждан Ирана являются этническими азербайджанцами, которые говорят на тюркском родном языке и в основном проживают в северо-западных провинциях страны, граничащих с Азербайджаном, Арменией и Турцией», - отметил он. «Тегеран исторически опасался ирредентистских настроений среди своего азербайджанского населения и по-прежнему остро чувствителен к тому, что он воспринимает как пантюркскую риторику в Азербайджане, а также на Южном Кавказе и в Центральной Азии в целом».
В знак поддержки Армении глава национальной безопасности Ирана Али Шамхани встретился со своим коллегой Арменом Григоряном в начале этого месяца. «Напряженность и конфликты в Кавказском регионе не отвечают интересам ни одной страны», - сказал Шамхани.
На пресс-конференции в понедельник официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Нассер Канани, предупредил, что Иран решительно выступает «против внесения геополитических изменений в регионе, и это наша четкая позиция».
В прошлом Иран даже проводил военные учения на границе с Азербайджаном и открыл консульство в Капане, столице провинции Сюник, «как средство выразить свое несогласие с любым изменением границ в этом регионе», сказал Ваез.
По мнению Азизи, прямой конфликт между Арменией и Азербайджаном может привести к потенциальной поставке Ираном беспилотников. «В такой ситуации, когда Россия и Турция сохраняют важные роли в регионе, может возникнуть довольно много неожиданных сценариев и непредсказуемых обстоятельств», - сказал Азизи.
Только если угроза со стороны Израиля в адрес Ирана станет «непосредственной», это потенциально может подтолкнуть Иран к принятию крайних мер, но если не считать этого, «это действительно сложно, и возможности Тегерана гораздо более ограничены по сравнению с прошлым», - заключил Азизи.
ИСТОЧНИК: https://news.am/rus/news/786377.html