Найти в Дзене

Конфликт на КВЖД: советская победа в «малой войне»

В зале №7 нашего музея представлены материалы, посвященные советско-китайскому конфликту, о котором сейчас мало кто помнит.
То столкновение произошло в 1929 году, и было вызвано желанием китайских властей захватить построенную еще Российской империей Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). О том, как разворачивалось забытое противостояние – читайте в нашем материале.

Групповая фотография бойцов Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года // armedman.ru
Групповая фотография бойцов Особой Дальневосточной армии, осень 1929 года // armedman.ru

Дипломатические отношения между СССР и Китаем были установлены 31 мая 1924 года. То было сложное время для Поднебесной: в стране царила, так называемая, «эра милитаристов»: единое государство фактически перестало существовать, власть в провинциях захватили полевые командиры, имевшие многочисленные вооруженные формирования и сражавшиеся друг с другом. КВЖД была признана совместным советско-китайским коммерческим предприятием, однако территорию Маньчжурии, по которой и проходила эта железная дорога, фактически контролировали войска полевого командира Чжан Сюэляна. Общая численность отрядов, находившихся под его командованием, насчитывала до 300 тысяч человек, а на вооружении этой армии стояло 210 орудий, свыше 300 пулеметов, 226 бомбометов, 2 бронепоезда, 3 самолета и 11 кораблей. Кроме того, в приграничных районах находилось до 70 тысяч белоэмигрантов, многие из которых горели желанием продолжить войну против большевиков.

Со стороны СССР на маньчжурской границе была развернута Особая Дальневосточная армия, которой командовал известный военачальник времен Гражданской войны Василий Константинович Блюхер. Надо отметить, что он неплохо знал Китай и состояние китайских вооруженных сил, т.к. ранее был главным военным советником правительства местной партии Гоминьдан и принимал участие в разработке боевых операций против различных милитаристских формирований на территории Китая. Всего под началом Блюхера было около 16,5 тысяч человек и 9 танков, однако по боевой выучке советские военнослужащие в то время значительно превосходили китайские ополченческие отряды.

В.К. Блюхер и Чжан Сюэлян
В.К. Блюхер и Чжан Сюэлян

Впрочем, Чжан Сюэлян полагал, что у него достаточно сил для того, чтобы взять КВЖД под свой полный контроль. Историки до сих пор спорят, что же побудило полевого командира буквально «на ровном месте» пойти на обострение отношений с Советским Союзом. Высказываются предположения, что к этому его могли подтолкнуть как Япония, так и капиталистические державы Запада, желавшие тем самым проверить крепость дальневосточных рубежей СССР. Есть также мнение, что за агрессией стоял китайский диктатор Чан Кайши, желавший через этот конфликт ослабить позиции слишком самостоятельного, по его мнению, китайского командира.

Как бы то ни было, но 10-11 июля 1929 года китайские подразделения захватили железную дорогу. Все советские работники были уволены, советские профсоюзные и кооперативные организации разгромлены, свыше 2000 рабочих и служащих КВЖД отправлены в заключение. Советский Союз пытался дипломатическим путем урегулировать конфликт, однако китайская сторона отказалась идти на уступки. Госсекретарь США Генри Льюис Стимсон призвал послов Великобритании, Франции, Италии, Японии и Германии в Китае создать международную «нейтральную комиссию» для урегулирования конфликта, но Чжан фактически вел дело к тому, чтобы единолично управлять этой стратегически важной железной дорогой.

Китайские бойцы возле легкой полевой пушки, 1929 год // histrf.ru
Китайские бойцы возле легкой полевой пушки, 1929 год // histrf.ru

Конфликтом пытались воспользоваться и обосновавшиеся в Китае бывшие белогвардейцы. В ночь на 18 августа 1929 года они при поддержке китайцев в ряде мест проникли на советскую территорию. Локальный, казалось бы, инцидент грозил развернуться в серьезный вооруженный конфликт, представлявший угрозу всему советскому Дальнему Востоку. 20 августа 1929 года советским правительством было принято постановление «О прекращении сношений Союза ССР с Китаем». На Дальний Восток начали спешно перебрасываться дополнительные советские воинские контингенты. Блюхер развернул свои войска на трех направлениях – в Забайкалье, Приморье и на реку Сунгари. Впоследствии советская сторона утверждала, что на середину октября Чжан Сюэлян готовил масштабное вторжение на территорию СССР, планируя перерезать Транссибирскую магистраль и взорвать железнодорожные туннели у озера Байкал.

Доподлинно неизвестно, вынашивал ли полевой командир подобные планы, но 11-12 октября советские войска перешли границу и обрушились на потенциальных противников. На сунгарийском направлении были уничтожены 5 китайских кораблей и береговые укрепления. 30 октября 8 кораблей советской Дальневосточной флотилии с десантом вошли в реку Сунгари и при содействии авиации 31 октября полностью уничтожили остатки флотилии Чжан Сюэляна, а высаженный на берег десант после упорных уличных боёв разгромил китайские войска и занял город Фугдин. 17–18 ноября советские войска нанесли удар на приморском направлении. Китайцы потерпели сокрушительное поражение, Красная Армия взяла город Мишаньфу. Одновременно на забайкальском направлении советские части прорвали китайские пограничные укрепления, рассекли группировку противника на 2 части, а затем наголову разгромили её.

Чжан понял, что еще немного, – и он останется без армии, поэтому запросил у советской стороны прекращение огня и выразил желание пойти на уступки. 22 декабря 1929 года в Хабаровске было подписано советско-китайское соглашение, которое восстановило существовавший до конфликта статус КВЖД. Таким образом, Красная Армия показала свою боеспособность, а Советский Союз продемонстрировал всему миру готовность решительно защищать собственные интересы.

В зале №7 нашего музея. В центре – витрина с материалами по конфликту на КВЖД
В зале №7 нашего музея. В центре – витрина с материалами по конфликту на КВЖД

Знаете ли вы, что:

- КВЖД была построена Российской империей в 1897—1901 гг. через территорию Китая и соединяла Читу с Порт-Артуром (находившимся до 1905 года под юрисдикцией России).

- В ходе конфликта потери китайцев составили около 2 000 погибших, около 1 000 раненых и около 8500 пленных. Красная Армия потеряла свыше 800 человек (в том числе 143 человека убитыми).

- На стороне Чжан Сюэляна воевал отряд русских добровольцев под командованием белогвардейского генерал-майора, монархиста Владимира Кислицына.

- За успешную операцию Василий Константинович Блюхер был награжден новым учрежденным орденом Красной Звезды №1 (став первым человеком, удостоенным этой награды), а командовавший Забайкальской группой советский войск Степан Сергеевич Вострецов – Почётным революционным оружием. Свыше 500 участников боевых действий были награждены орденом Красного Знамени.

Шашка по типу казачьей кавказской обр. 1913 года - подарок Блюхеру от советских рабочих за победу на КВЖД. Слева: спортивная винтовка системы Маузера участника боев на КВЖД Николая Ивановича Жабина // Экспозиция ЦМВС РФ
Шашка по типу казачьей кавказской обр. 1913 года - подарок Блюхеру от советских рабочих за победу на КВЖД. Слева: спортивная винтовка системы Маузера участника боев на КВЖД Николая Ивановича Жабина // Экспозиция ЦМВС РФ

- В экспозиции нашего музея представлены шашка по типу казачьей кавказской обр. 1913 года, принадлежавшая В. К. Блюхеру, а также Почётное революционное оружие и награды С. С. Вострецова.

- В конфликте на КВЖД принимал участие будущий Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский, командовавший в то время 5-й отдельной Кубанской кавалерийской бригадой. По результатам операции молодой комбриг был награжден своим третьим орденом Красного Знамени.

- Для награждения участников конфликта на Китайско-Восточной железной дороге был учрежден нагрудный знак «Бойцу ОКДВА».

Знак нагрудный «Бойцу ОКДВА». Награждённый (владелец): Логинов Петр Николаевич // Фонды ЦМВС
Знак нагрудный «Бойцу ОКДВА». Награждённый (владелец): Логинов Петр Николаевич // Фонды ЦМВС