Найти в Дзене

Как подготовить ребёнка к письму

Оглавление

Можно заранее, ещё за год-два до школы, усадить малыша за прописи. Не может? Научим! Не хочет? Заставим! Терпение и труд всё перетрут. Пусть идёт в школу, умея выводить письменные буквы. Тогда прописи в первом классе не вызовут трудностей.

Правильный подход? Вопрос является дискуссионным. Большинство психологов, однако, предостерегают от этой практики. Во-первых, написание письменных букв — процесс для маленького ребёнка очень сложный. Деятельность связана с огромным напряжением — как физическим, так и умственным. Чем младше ребёнок — тем больше усилий требуется приложить. Пропись утомляет, перегружает малыша. И ради чего? Не лучше ли посвятить это время формированию и развитию тех способностей и навыков, которые позволят ребёнку легко и быстро освоить письмо, когда в этом действительно возникнет необходимость? То есть тогда, когда он пойдёт в школу.

Это разумно и выгодно. Способности, развитию которых отдали предпочтение перед обучением письму, обеспечат успех и в другой учебной деятельности.

Психологи отговаривают от усаживания дошкольников за классические прописи и по другим причинам. Если такие занятия навязываются малышу вопреки его воле, это чревато формированием негативного отношения к процессу. Когда ребёнок пойдёт в школу, у него не будет никакого желания выводить красивые буковки. Хороший почерк в этом случае — под большим вопросом. Несвоевременное обучение письму может спровоцировать и возникновение проблем с правописанием. Ребёнок, у которого навык письма автоматизировался задолго до того, как он научился анализировать звуки и буквы, привыкает писать так, как слышит.

Мой сын в этом году пошёл в первый класс. Именно в школе он написал свои первые письменные буквы. В дошкольный период мы иногда занимались по прописям, но там были только крючочки, петельки, палочки, кружочки. Работал ребёнок в основном фломастером.

Не скрою, его первые старания в школьной прописи испугали меня. Я засомневалась: а не допустила ли я ошибку, практически исключив письмо на этапе подготовки. «Рука не готова! Мозг не готов! Надо было через год!», — запаниковала я. Но с каждым днём его пропись огорчала меня всё меньше и меньше. Семимильные шаги прогресса! Выдохнула. Нет, я не ошиблась: заранее учить писать не требуется.

Однако готовить малыша всё-таки необходимо. Какие способности, умения и навыки нужно формировать и развивать, чтобы ребёнок легко освоил письмо в школе?

Как готовить ребёнка к письму?

1. Тренировать мелкую моторику. Это общеизвестно, и этим мало кто пренебрегает. Лепка из пластилина и теста, манипуляции с инструментами, вырезание ножницами и создание аппликаций, рисование и раскрашивание, изготовление всяческих поделок, конструирование, игры с мелкими предметами — всё это не только развлекает и радует малыша, но и готовит его руку к такой сложной деятельности, как письмо.

Всякие-разные инструменты для игр с пластилином и тестом. Это примерно половина того, что у нас накопилось за дошкольные годы
Всякие-разные инструменты для игр с пластилином и тестом. Это примерно половина того, что у нас накопилось за дошкольные годы
Постоянно выполняем аппликации. Считаю эту деятельность чрезвычайно полезной. Это я сфотографировала только те, которые сейчас висят на стене рядом с рисунками. Из свежего — лев, остальное старое. Если ребёнок не потребовал повесить работу на стену, то я её или выбрасываю втихомолку, или убираю в папочку на память. Периодически достаём папочки, рассматриваем, вспоминаем, когда и как творили
Постоянно выполняем аппликации. Считаю эту деятельность чрезвычайно полезной. Это я сфотографировала только те, которые сейчас висят на стене рядом с рисунками. Из свежего — лев, остальное старое. Если ребёнок не потребовал повесить работу на стену, то я её или выбрасываю втихомолку, или убираю в папочку на память. Периодически достаём папочки, рассматриваем, вспоминаем, когда и как творили

Также можно выполнять пальчиковую гимнастику, использовать массажные мячики и даже эспандеры. Умение вращать волчок может оказаться полезным.

Пальчиковые дорожки. Распечатала и заламинировала, когда ребёнку было полтора года. Ещё пуговки приклеивала на дорожки из кружочков. Отвалились почти все. С полутора лет мы годами топали пальчиками по этим дорожкам. И до сих пор нет-нет да и потопаем...
Пальчиковые дорожки. Распечатала и заламинировала, когда ребёнку было полтора года. Ещё пуговки приклеивала на дорожки из кружочков. Отвалились почти все. С полутора лет мы годами топали пальчиками по этим дорожкам. И до сих пор нет-нет да и потопаем...

2. Сформировать правильный захват ручки. Этому следует уделить внимание как можно раньше, чтобы оставалось достаточно времени для коррекции. Не позже пяти лет.

Есть немало людей, которые держат ручку по-своему, при этом пишут быстро и красиво. Однако большинству детей с нестандартным захватом письмо даётся тяжелее.

Лет с четырёх стоит предлагать ребёнку преимущественно трёхгранные карандаши и ручки. С ними малыш сам приучается располагать пальчики правильно.

3. Развивать пространственное мышление. Ребёнку, у которого с этим не всё гладко, бывает сложно спланировать написание буквы. Могут также возникать трудности, связанные с положением и соединением букв.

Развивать пространственное мышление необходимо, конечно же, не только для успешного овладения навыком письма. Мы задействуем этот процесс при решении множества самых разных задач — учебных, профессиональных, бытовых.

Существует множество игр для тренировки визуально-пространственного интеллекта. Их обязательно нужно предлагать ребёнку как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Это в первую очередь различные головоломки: квадраты Никитина, Танграм, «Цветовой код» от Смарт Геймс и прочие аналогичные. Это блоки Дьенеша, пазлы, всяческие лабиринты и дорожки. Полезны и так называемые нейропсихологические игры, в которых нужно повторить продемонстрированную на карточке позу или положение частей тела.

Квадраты Никитина: разные уровни
Квадраты Никитина: разные уровни
Нейропсихологическая игра. Мы не играем по правилам. Я почти каждый день вытягиваю из колоды две случайные карточки, сын старается как можно быстрее повторить позу или положение рук. Поначалу были трудности, а теперь повторяет на раз-два
Нейропсихологическая игра. Мы не играем по правилам. Я почти каждый день вытягиваю из колоды две случайные карточки, сын старается как можно быстрее повторить позу или положение рук. Поначалу были трудности, а теперь повторяет на раз-два
Настольная карточная игра "Мяу-лабиринт" от "Стиль жизни". Купила целенаправленно для развития пространственного мышления ребёнка. Нужно сообразить, как передвинуть или повернуть карточку, чтобы проложить дорожку от котика до дедушки или девочки
Настольная карточная игра "Мяу-лабиринт" от "Стиль жизни". Купила целенаправленно для развития пространственного мышления ребёнка. Нужно сообразить, как передвинуть или повернуть карточку, чтобы проложить дорожку от котика до дедушки или девочки
Игра-головоломка "Цветовой код". С интересом её решает
Игра-головоломка "Цветовой код". С интересом её решает
Танграм в жестяной коробочке. На Озоне покупала. Очень много карточек с заданиями на обеих сторонах. Я не показываю сыну карточку. На тетрадном листе я изображаю только внешние контуры фигуры, которую ребёнку нужно сложить. Если возникают трудности (а они обычно возникают), то даю подсказку: добавляю одну внутреннюю линию. Потом, если требуется, вторую...
Танграм в жестяной коробочке. На Озоне покупала. Очень много карточек с заданиями на обеих сторонах. Я не показываю сыну карточку. На тетрадном листе я изображаю только внешние контуры фигуры, которую ребёнку нужно сложить. Если возникают трудности (а они обычно возникают), то даю подсказку: добавляю одну внутреннюю линию. Потом, если требуется, вторую...

4. Научить делить работу на этапы. Этот процесс называется декомпозицией. Если ребёнок не умеет мысленно разбивать целое на части, ему, вероятно, будет трудно повторить письменную букву, а также запомнить её написание.

Если он сможет увидеть, из каких частей состоит буква, он без труда воспроизведёт её. Навык декомпозиции пригодится школьнику многократно, в том числе и в старших классах.

Как учить этому дошкольника? Заниматься с ним поэтапным/пошаговым рисованием. Предлагать ему копировать рисунки по клеточкам и точкам. Давать задания на подсчет деталей (обычно геометрических фигур), из которых состоит рисунок.

Вот такие пособия-альбомы покупала регулярно
Вот такие пособия-альбомы покупала регулярно
Змей Горыныч пошагово. Это в пособии "Школы семи гномов". Можно рисовать внутри, но мой ребёнок всегда предпочитал творить на отдельном листе
Змей Горыныч пошагово. Это в пособии "Школы семи гномов". Можно рисовать внутри, но мой ребёнок всегда предпочитал творить на отдельном листе
Вот пример: в альбом лишь посматриваем, а рисуем на отдельном листе. Гуашь...
Вот пример: в альбом лишь посматриваем, а рисуем на отдельном листе. Гуашь...
Вот эти наборы от Джеко нам очень пригодились. Внутри есть ламинированная картонка, маркер и даже лоскут, чтобы рисовать и стирать. И много двухсторонних карточек для рисования "шаг за шагом". Мы всё-всё нарисовали, многое по несколько раз...
Вот эти наборы от Джеко нам очень пригодились. Внутри есть ламинированная картонка, маркер и даже лоскут, чтобы рисовать и стирать. И много двухсторонних карточек для рисования "шаг за шагом". Мы всё-всё нарисовали, многое по несколько раз...

5. Тренировать глазомер. Это потребуется для формирования аккуратного, ровного письма. Чтобы буковки и слова не разбегались кто куда.

Какие игры и задания можно предлагать детям? Например, делить полоски на две равные части. Вырезаем из бумаги полоски разной длины и просим ребёнка на глаз определить середину каждой из них. Нужно провести линию через предполагаемую середину и разрезать по ней полоску, а затем сравнить длину половинок. Если разница значительна, значит, необходимо тренироваться дальше — снова и снова.

Ещё одна игра — подбор заплаток по размеру. Рисуем на листе бумаги кружочки разного диаметра, однако разница не должна быть существенной. Из цветной бумаги вырезаем кружочки такого же размера. Пусть ребёнок подберёт цветную заплатку для каждого кружочка, пользуясь только глазомером. Постепенно количество ошибок будет уменьшаться.

Из покупных игр могу порекомендовать «Палочки» от Джеко. Ребёнку приходится выискивать палочки, по длине соответствующие схеме.

"Палочки" Джеко
"Палочки" Джеко

6. Развивать графические навыки. Да, необходимость обучения дошкольников письму — вопрос спорный. Большинство специалистов склоняются к тому, что делать этого не следует. Однако это касается именно письменных букв. Обучать написанию печатных букв можно и нужно, если у ребёнка есть к этому интерес (!). Обязательно как можно больше рисовать, раскрашивать, дорисовывать, обводить, штриховать. Прямые, кривые и ломаные линии, лабиринты, копирование по точкам и клеточкам, графические диктанты и прочее, прочее, прочее. Выводить в прописях для дошкольников палочки, кружочки, петельки и крючочки тоже полезно (если малышу это по душе!). Вся эта деятельность — весомый вклад в многостороннее развитие ребёнка.

Всегда имею запас таких распечаток (копировать по точкам и клеточкам, графические диктанты)...
Всегда имею запас таких распечаток (копировать по точкам и клеточкам, графические диктанты)...
Вот эти прописи для дошкольников Ульевой понравились нам больше всего. Это серия. Здесь есть сюжеты, интересные задания и поощрительные наклейки (медали или комплименты). Высокое качество бумаги и печати
Вот эти прописи для дошкольников Ульевой понравились нам больше всего. Это серия. Здесь есть сюжеты, интересные задания и поощрительные наклейки (медали или комплименты). Высокое качество бумаги и печати

Это тоже может быть вам интересно:

Феномен Пиаже и принцип сохранения: чему нужно научить ребёнка до школы

Развивающие игры с бусинами

Настольные игры для развития внимания у дошкольников