Европейское подразделение крупнейшего в мире производителя алюминиевого проката Novelis второй год подряд исключает российский алюминий из тендера на поставки. Компания по контрактам от 2022-го продолжает закупать часть алюминия у «Русала», чей экспорт сырья с начала года уже сократился почти на 5%. Решение Novelis может быть сигналом к очередному введению санкций ЕС против российского металла или компаний, считают эксперты. По их словам, сам «Русал» пострадает не столько от недопуска к тендеру, сколько от российских экспортных пошлин, которые для него, продающего две трети алюминия за пределы ЕАЭС, «могут стать чрезмерной нагрузкой».
«Мы исключаем российское сырье из наших тендеров на поставку алюминия на заводы Novelis в Европе в 2024 году», — заявил глава подразделения Эмилио Браги в интервью Reuters в рамках LME Week. Алюминий из РФ уже второй год не попадает в список Novelis.
Сейчас Novelis Europe закупает металл у «Русала» по контрактам, заключенным до 24 февраля 2022 года. После Novelis сделок с россиянами не подписывала, утверждал гендиректор американской компании Стив Фишер в августе.
Россия является ключевым производителем алюминия, который не попал под санкции Европы или США. Поэтому отказы отдельных европейских покупателей от этого сырья после начала конфликта на Украине носят скорее единичный характер. Однако ситуация изменилась после того, как США ввели запретительную экспортную пошлину в 200% на ввоз российского алюминия, напомнил аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Власти США рассчитывали, что эта мера поможет местным производителям выдерживать конкуренцию, в то время как РФ «демпингует на американском рынке».
В июле Вашингтон ввел «санкционный» импортный тариф в 35% на 570 видов товаров из России, куда вошли некоторые виды алюминиевой продукции. При этом чугун, палладий, никель и титан избежали такой участи.
Ситуация же с крупнейшим производителем проката и вовсе особая. Novelis — американская компания, хоть и принадлежит индийской Hindalco Industries. И, будучи американской, она в принципе не может позволить себе продолжать закупать российский алюминий, если не готова платить еще сверху 200% пошлины, отмечает Калачев.
Решение можно расценивать как свидетельство реальных опасений по поводу возможности введения санкций со стороны ЕС как против российского металла, так и против отечественных компаний, добавляет промышленный эксперт Леонид Хазанов. Он не исключил, что власти ЕС уже обсуждали очередные ограничения, но пока не пришли к единому мнению.
Конкуренты и сожаление
На Европу приходится около 32% продаж «Русала», на глобальном рынке его доля — около 6%. Алюминий «Русала» отличается своим низким углеродным следом за счет использования энергии ГЭС, отчего на него высокий спрос в Европе, поясняет Калачев.
В «Русале» «Компании» заявили, что сожалеют о позиции Novelis. «Действия недружественных стран и конкурентов вынуждают наших многолетних партнеров и клиентов принимать такие решения», — сообщили в пресс-службе. Там отметили, что западные конкуренты «Русала» «постоянно оказывают давление на Лондонскую биржу металлов (LME), чтобы исключить торговлю российским алюминием и улучшить свое финансовое положение за счет последующего взлета цен».
В качестве примера такого противоборства «Русал» привел ситуацию с Norsk Hydro, попросившей LME пересмотреть решение не запрещать продажу российского алюминия со складов, поскольку его доминирование в LME «является серьезной проблемой».
Аналогичные призывы в ноябре 2022 года шли от американской Alcoa. «Биржа окажется под угрозой, если нежелательный металл российского происхождения хлынет в складскую систему, которая функционирует как “рынок последней инстанции” для зарегистрированных на бирже брендов», — заявляли в Alcoa.
«Русал» утверждает, что «в этих экстремально сложных условиях» работает над сохранением для российского металла исторических экспортных рынков и переориентацией своих поставок на Восток.
еще по теме: Ставка на черное. Когда металлурги смогут вернуться к выплате дивидендов?
Для «Русала» решение Novelis, «бесспорно, неприятная новость», поскольку европейские потребители традиционно хорошо платят за алюминий, который в Европе производится в недостаточных для удовлетворения спроса объемах, считает Хазанов.
«Соответственно, “Русал” в очередной раз лишился возможности увеличить сбыт на рынок ЕС и вынужден делать акцент на продажах в Азии и иных регионах мира, где предпочитают требовать хорошие скидки от российских металлургических компаний», — уверен Леонид Хазанов.
Хазанов не исключает, что в 2024 году доходы «Русала» окажутся в лучшем случае на уровне 2023-го. При этом за первые шесть месяцев текущего года компания показала результаты ниже ожиданий аналитиков: выручка упала на 17%, чистая прибыль сократилась в четыре раза, и зафиксирован убыток от операционной деятельности в $33 млн.
Но ситуация с Novelis вовсе не исключает российский металл из баланса мирового рынка алюминия, добавляет Калачев. Он напомнил, что «Русал» уже увеличил продажи на рынках России и СНГ, а сейчас перестраивает географию экспорта. Согласно отчету за первое полугодие 2023-го, доля США в выручке «Русала» снизилась за последний год с 7% до 1,6%, Европы — с 40,1% до 31,5%. При этом доля СНГ увеличилась с 29,4% до 33,1%, а стран Азии — с 22,6% до 33,3%.
Возможно, для «Русала» это оборачивается необходимостью делать уступки по цене, однако при этом возникает и синергия, поскольку сам «Русал», недостаточно обеспеченный собственным сырьем, покупает в Китае недостающие объемы глинозема, пояснил Калачев.
Однако заметный ущерб «Русалу» нанесет не Novelis, а российские «курсовые» пошлины на экспорт металлов, введенные с 1 октября. Они могут составить около 30% от EBIDTA компании, прогнозирует аналитик «БКС Мир инвестиций» Ахмед Алиев.
Калачев не исключил, что для «Русала», продающего две трети алюминия за пределы ЕАЭС, пошлины «могут стать чрезмерной нагрузкой». Особенно если учесть, что себестоимость тонны первичного алюминия в первом полугодии 2023-го у компании поднялась выше $2200, а котировки этого металла сейчас опустились ниже $2300 за тонну.
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»