(2003, США)
Кому как, но мне первый вестерн Рона Ховарда под названием "Далеко-далеко" (1992) показался настолько тошнотворно-романтическим, что пересматривать его я согласен разве что по приговору суда. С другой стороны, а что ещё могла изобразить на экране модная в то время голливудская парочка Том Круз и Николь Кидман кроме попсовенькой мелодрамы? Вот её-то они перед нами и разыграли. А то, что их встречи/расставания/восторги/страдания/обнимашки/целовашки плавно двигались по Америке 19 века с востока на запад - ну именно такой антураж для их истории показался Ховарду тогда наиболее прикольным.
Однако за последующие 11 лет взгляды Рона на вестерны изменились почти на диаметрально противоположные. И когда он вновь надумал попробовать свои силы в этом жанре, то, очевидно, первое требование, которое он выставил продюсерам, было таковым: чтобы никаких, блин, отныне глянцевых рож в моем фильме! Только нормальные живые люди, только суровая жизненная правда и ничего кроме правды!
Удивительно, но продюсеры с Ховардом согласились. И выписали ему на главные роли 57-летнего Томми Ли Джонса и австралийку Кейт Бланшетт, которых зритель тоже неплохо знал, но суперзвездным статусом они никогда не обладали. А самое главное - не выглядели на экране гламурными куклами. Как, впрочем, и сюжет "Последнего рейда" радовал своей нетипичностью, пускай и был в вестерновых традициях незамысловатым и линейным.
Или нет, правильнее сказать, что нетипичной эта история выглядела лишь в начале 2000-х. Тогда как сегодня только ленивый не ткнул бы в неё пальцем и не крикнул: "Ха, да вы гляньте - "Заложница" на Диком Западе!". И ведь не поспоришь, такие сюжетные параллели действительно прослеживаются. Разве что Пьер Морель снимет в итоге чистокровный боевик, а Ховард поведал нам историю с более сложными морально-психологическими конфликтами. И расширил в ней родственные межгеройские отношения ещё на одну ступеньку, втянув в этот замес не два поколения героев, а целых три.
Однако же в остальном перед нами типичная "Заложница" со всеми её драматическими подвывертами. Расклад простой: в одной дикозападной глуши живет ещё совсем не старая фермерша-лекарша Мэгги и две её дочки - одна уже почти на выданье, а вторая - почти подросток. С ними также проживает пара наёмных работников, один из которых, можно сказать, состоит в гражданском браке с фермершей-лекаршей. А в целом жизнь у них на ранчо протекает по тогдашним меркам просто зашибись.
Не нарушает её "зашибизм" и нагрянувший однажды невесть откуда, папаша Мэгги Сэм. Которого во избежание путаницы лучше называть дедушкой, пускай такой непутевый родственник этой семейке даром не нужен. Мало того, что он где-то шлялся с индейцами туеву хучу лет, так ещё и характер у него скверный и неуживчивый. Благо, погостив пару дней и зализав болячки, Сэм отвалил восвояси и, на радость хозяев, не обещал вернуться.
Вот только думала ли Мэгги, что очень скоро ей самой придется разыскать дедушку и просить его о помощи? А всё потому что в один далеко не прекрасный день её прекрасная семейка наткнулась на злых и кровожадных людей. Которые замочили бойфренда Мэгги, а потом захватили в сексуальное рабство её старшую дочь. И захватили бы младшую, но та сумела убежать и спрятаться.
Тут-то ужасный характер Сэма и проявил себя со всех своих лучших сторон. Вскочив на коня, суровый дедушка рванул в погоню за мерзавцами, стараясь настичь их, прежде чем они доберутся до Мексики. Потому что если рабынь продадут в ещё более дикую заграницу, отыскать их там будет на порядок сложнее, если и вовсе возможно...
***
В общем, в отличие от приторного "Далеко-далеко", второй свой вестерновый блин Рон Ховард испёк на радость всем нам, а не одним лишь сентиментальным домохозяйкам. В "Последнем рейде" хорошо всё: напряженный, как струна, сюжет; насилие на должном уровне; фактурные актёры; колоритный шизоид-злодей; а также суровый "пацанский" драматизм, пусть даже три четверти ведущих героев здесь женщины. Увы, но как и "Далеко-далеко", новый прыжок Ховарда в дикозападное седло тоже не увенчался коммерческим успехом. Поэтому, как говорится, спешите видеть: больше что-либо подобное Рон явно не снимет. А жаль. Всё-таки со второй попытки он научился делать правильные современные вестерны на настоящем мастерском уровне.