("Недруги", Hostiles, 2017, США)
Нерушимая традиция есть у режиссера Скотта Купера - снимать Кристиана Бэйла в каждом чётном своем фильме: "Из пекла", "Недруги", "Всевидящее око". Против чего сам "поЧётный куперовец" Бэйл отнюдь не возражает, хотя прошлогоднее его появление у Скотта вышло, мягко говоря, ну так себе.
Впрочем, кристиановой вины в этом нет. Он-то как всегда отработал на совесть, да только само кино получилось скучноватое и проходное, чем Купер, увы, тоже порой грешит.
Вестерн "Недруги" - лучшее творение Скотта на сегодняшний день, и это подтверждают не только высоколобые критики, но и народно-зрительские рейтинги на IMDb и Кинопоиске. Что являет собой абсолютную, бескомпромиссную правду: картина мастерски объединила в себе художественность, неторопливость и обаяние классических вестернов с мрачной, на грани безнадёги, и жесткой стилистикой вестернов современных. Причем, пожалуй, в самой удачной из всех возможных пропорций: даже в нединамичных сценах, коих тут хватает, фильм всё равно продолжает оставаться интересным и напряженным.
Разве что историю Купер рассказывает абсолютно линейную - конное путешествие из Нью-Мексико в Монтану. Но ее простота компенсирована сложным раскладом психологических тёрок-разборок между персонажами. А также дорожными приключениями, в которые они встревают, почитай, всякий раз, как озвучат нам дежурную порцию диалогов.
Есть, правда, к "приключениям" в "Недругах", и к Скотту в частности, одна досадная претензия: трижды за фильм он позволил себе... не хочу говорить "схалтурить", но выглядит именно так.
Поясню, в чем дело.
Итак, ситуация: в сюжете, по всем признакам, опять назревает боевая движуха, зритель потирает руки в ее предвкушении, а Купер вдруг - упс! - обламывает его, оставляя всю боевую "мякотку" за кадром. И показывает нам лишь последствия отгремевшей движухи. Либо в виде живописно разбросанных трупов (в 1 и 3 случае), либо вовсе без них (2 случай), довольствуясь лишь репликами героев типа "Фух, ну как ты там, жив? Эй, успокойтесь, мэм, уже всё закончилось!".
От-так-от, панимаш!
Будь я в данном случае адвокатом Скотта Купера, то сказал бы, что это не халтура, а стильная режиссерская фишка: придержать оператора и заставить нас самих дофантазировать, что же творилось сейчас вне сектора "обстрела" его камеры.
Или, если бы такая "отмазка не проканала", я заявил бы, что картине моего подзащитного, увы, не хватило бюджета. Вот он и экономил, удешевляя кое-какие сложные сцены по максимуму. Тем более, что, взгляните сюда, господа присяжные: все "генеральные" перестрелки (то бишь другая их половина) сняты у мистера Купера абсолютно честно, с размахом и с оператором, мечущимся в самой гуще событий.
Как бы то ни было, но, говоря от лица простого зрителя, когда тебе в ресторане в тарелку недокладывают еды, это, блин, никакой не стиль сервировки, а банальный обман. И если бы ещё Купер экономил на чем-то другом! Так ведь нет же - он будто нарочно сделал это за счет самых интересных и остросюжетных сцен!
Впрочем, ладно. Ведь даже при всём при этом "Недруги" получились великолепным художественным "мрачняком", да с таким свирепым "падёжем" среди персонажей, что сам Джордж Р. Р. Мартин обзавидуется.
Уже первые минуты завязки (не буду спойлерить сцену) красноречиво дают понять: о-го-го, вот так жесткач - неужто теперь ТАКОЕ попрёт аж до самого конца этого 134-минутного фильма?
Попрет-попрет, не сомневайтесь! И вслед за шокирующим прологом нас знакомят с капитаном Блокером (Бэйл) - американским воякой 1892 года, вусмерть уставшим от, кажется, бесконечной войны с индейцами. Одно утешает: скоро Блокеру уходить в отставку, а там - да гори оно всё синим, зеленым, или каким угодно пламенем!
Однако не тут-то было!
Буквально накануне заслуженной пенсии командование подложило капитану такую свинью, что он аж оторопел, не поверив тому, что слышит своими потрепанными в боях ушами.
Мыслимое ли дело: Блокеру приказывали отвезти на север через четыре штата... одного из своих заклятых врагов, вождя шайеннов Желтого Ястреба с семьей! Правда, враг из последнего выглядел нынче жалко: старым, слабым и полумертвым. Долго отсидев за решеткой, Ястреб был смертельно болен, поэтому президент США помиловал его своим особым указом и отпустил на родину умирать.
Но даже если оно так, то поручать сопровождать Ястреба Блокеру было сродни оскорблению! Потому как в сражениях с ним капитан потерял столько боевых товарищей, что на целое кладбище хватило бы. А теперь ему предстояло заботится о вожде в долгом путешествии, словно о каком-нибудь многоуважаемом ветеране, разве что честь краснокожему не отдавать!
Поубивал бы!
К сожалению, попытка Блокера взбрыкнуть и отказаться от задания провалилась. И вот он с четырьмя солдатами ведёт ненавистную семейку Желтого Ястреба через опасные дикие земли. Там, где даже почтовые дилижансы не ездят, а утыканные индейскими стрелами трупы - обыденность местного пейзажа. Как и вон той сожженной ферме под горой тоже никто не удивился, но заглянуть и осмотреться, что там к чему, всё-таки следовало.
Ну а на ферме...
Стоп-стоп-стоп! Пусть эта история, как и было сказано, линейная, а самому фильму полдюжины лет, выковыривать из него спойлеры я всё равно не буду. Ведь подзатыльники от вас - совсем не то, что украсит мне этот пятничный вечер, да и любой другой последующий.
***
В общем, не могу присвоить "Недругам" титул самого мрачного вестерна 2010-х. Как ни крути, но истинная лютожесть "Преисподняя" Кулховена обходит его в этой гонке на два корпуса. Да и "Местный" Джонса с "Золотом" Арслана идут ноздря в ноздрю - поди определи без "фотофиниша", кто из них относится безжалостнее к своему зрителю.
И всё-таки, даже при всех своих недостатках, картина Скотта Купера тоже будоражит зрительские эмоции и запоминается надолго. Как и послевкусие оставляет иное, нежели вышеназванные "мрачняки", отчего пересматривать ее под настроение хочется почаще, чем их.
И, разумеется, всем поклонникам Кристиана Бэйла "Недругов" надо вручить в обязательном порядке под роспись, ибо здесь он вновь примерил на себя нетипичный образ. Совсем не такой, как в "Поезде на Юму" и оттого вдвойне неожиданный и любопытный.
Равно как и прочие участники сего лошадепробега Нью-Мексико-Монтана заслуживают похвалы за своё актерское усердие, даром что герои многих из них не только до финиша, но и до середины дистанции не дотянут.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):