Найти в Дзене
Репортажи из СССР

Мозаика: развивающая игра советских времен

В довоенное время производство детских настольных игр было ориентировано больше на агитационную и пропагандистскую роль, к которой в 30-е годы добавилась военно-патриотическая составляющая. Названия игр того времени говорит само за себя: "Перелет Москва-Монголия-Китай", "Электрификация", "Химическая война", "Дадим сырье заводам" и др.

В 50-е годы, когда невзгоды военного времени остались позади, характер настольных игр тоже сильно изменился. Наряду с традиционными "ходилками" (игры с кубиком и фишками) нравственно-воспитательного, а порой и просто развлекательного характера все чаще стали появляться игры, которые сегодня назвали бы развивающими.

Яркий пример таким играм - различные мозаики, которые во второй половине 50-х стали издавать большими тиражами. В те годы ни одна игрушка не поступала в серийное производство, пока не была одобрена специальными комиссиями. Задачей этой комиссии было определение целесообразности игрушки и выявление ее соответствия реалиям социалистического быта.

С мозаиками никаких сложностей в этом плане не возникло: эту игру сразу же признали полезной для досуга советского ребенка: она развивала мелкую моторику, художественный вкус, внимание и умение сосредоточиться, способность творчески мыслить и выстаивать первые несложные композиции, работая с формой и цветом.

-2

Все мозаики того времени подразделялись на три большие группы: декоративные, геометрические и полуобъемные. В каждой из этих категорий имелись игры, рассчитанные на детей разных возрастов: от совсем маленьких до младших школьников; соответственно, и размеры деталей мозаики, и сложность сюжетов тоже подбирались под возраст игрока.

Интересно то, что самые ранние мозаики, произведенные в 50-е годы, делали из большего вида материалов, чем игры 70-х. В ранних вариантах встречались детали из дерева, фанеры, картона и - очень редко, правда, из керамики. Чуть позже, когда в стране начался бурный рост химической промышленности, и наступила эра пластмассы, все виды мозаик стали делать преимущественно из пластмассы.

Декоративная детская мозаика

В этой категории чаще всего встречалась мозаика, имеющая яркие вырезные, вырубные или литые детали различной формы, иногда уже стилизованной под какой-нибудь знакомый ребенку объект - растение, животное и т.д. Подвидом таких мозаик были наборы элементов, которые можно соединялись друг с другом в картинку - в более позднее время их будут называть паззлами.

-5

Но одним только развлекательным предназначением декоративная мозаика не ограничивалась: в ранних версиях этой категории игры часто встречались вкладыши-инструкции от производителя, в которых упоминалось, что с помощью имеющихся в наборе деталей дети могут составлять рисунки и орнаменты для вышивки (к сожалению, фотографии таких мозаик не удалось найти).

Геометрическая детская мозаика

Этот тип игры - один из самых распространенных и производимых в советские времена огромными тиражами. Детали мозаики представляли собой плоские геометрические фигуры разного цвета, которые позволяли как выкладывать различные узоры, используя идущие в комплекте образцы или просто свою фантазию, так и составлять сплошные орнаменты, заполняя деталями игровое поле в определенном порядке.

Полуобъемная детская мозаика

Это был вид мозаики, который родители покупали только тем детям, которые достигли возраста, в котором уже не тянут детали в рот и не засовывают их в уши или в нос, что так любят делать любознательные малыши.

Детали мозаики представляли собой разноцветные элементы одинаковой формы, имеющие небольшую ножку. Игровое поле имело отверстия, в которые эти детали и вставлялись при составлении узора. Чаще всего этот вариант мозаики имел игровое поле, у которого по центру располагались отверстия, а по краям были расположены кармашки для хранения деталей.

Многие перфекционисты старались сортировать детали по цвету, но терпения на это хватало не у всех, поэтому чаще всего в этих кармашках можно было увидеть все цвета вперемешку :)) Что характерно - практически в каждой мозаике такого плана количество деталей было чуть больше, чем отверстий на игровом поле - производители с пониманием относились к тому, что мелкие элементы теряются намного чаще, чем это хотелось бы.

К каждому их трех видов мозаики обычно прилагались вкладыши или даже небольшие объемы с образцами тех узоров, которые можно было собрать на игровом поле. Поначалу это было даже интересно - повторить наиболее красивый рисунок, внести в него свои творческие коррективы.

-8

Но со временем практически каждый ребенок начинал испытывать желание придумать какой-нибудь свой орнамент/рисунок, и иногда получалось настолько красиво, что собранный узор не разбирали для последующих игр, а оставляли на поле, пока не надоест им любоваться или не возникнет желание собрать что-нибудь не менее красивое.

А у вас была какая-нибудь мозаика или вы предпочитали игры более активного характера?

**********************************************************************

«Жизнь в СССР» — тематическая группа ВКонтакте

«Жизнь в СССР» в Телеграм

***********************************************************************

Чеканка на тюбике от пасты: творчество советских детей

-9