В довоенное время производство детских настольных игр было ориентировано больше на агитационную и пропагандистскую роль, к которой в 30-е годы добавилась военно-патриотическая составляющая. Названия игр того времени говорит само за себя: "Перелет Москва-Монголия-Китай", "Электрификация", "Химическая война", "Дадим сырье заводам" и др.
В 50-е годы, когда невзгоды военного времени остались позади, характер настольных игр тоже сильно изменился. Наряду с традиционными "ходилками" (игры с кубиком и фишками) нравственно-воспитательного, а порой и просто развлекательного характера все чаще стали появляться игры, которые сегодня назвали бы развивающими.
Яркий пример таким играм - различные мозаики, которые во второй половине 50-х стали издавать большими тиражами. В те годы ни одна игрушка не поступала в серийное производство, пока не была одобрена специальными комиссиями. Задачей этой комиссии было определение целесообразности игрушки и выявление ее соответствия реалиям социалистического быта.
С мозаиками никаких сложностей в этом плане не возникло: эту игру сразу же признали полезной для досуга советского ребенка: она развивала мелкую моторику, художественный вкус, внимание и умение сосредоточиться, способность творчески мыслить и выстаивать первые несложные композиции, работая с формой и цветом.
Все мозаики того времени подразделялись на три большие группы: декоративные, геометрические и полуобъемные. В каждой из этих категорий имелись игры, рассчитанные на детей разных возрастов: от совсем маленьких до младших школьников; соответственно, и размеры деталей мозаики, и сложность сюжетов тоже подбирались под возраст игрока.
Интересно то, что самые ранние мозаики, произведенные в 50-е годы, делали из большего вида материалов, чем игры 70-х. В ранних вариантах встречались детали из дерева, фанеры, картона и - очень редко, правда, из керамики. Чуть позже, когда в стране начался бурный рост химической промышленности, и наступила эра пластмассы, все виды мозаик стали делать преимущественно из пластмассы.
Декоративная детская мозаика
В этой категории чаще всего встречалась мозаика, имеющая яркие вырезные, вырубные или литые детали различной формы, иногда уже стилизованной под какой-нибудь знакомый ребенку объект - растение, животное и т.д. Подвидом таких мозаик были наборы элементов, которые можно соединялись друг с другом в картинку - в более позднее время их будут называть паззлами.
Но одним только развлекательным предназначением декоративная мозаика не ограничивалась: в ранних версиях этой категории игры часто встречались вкладыши-инструкции от производителя, в которых упоминалось, что с помощью имеющихся в наборе деталей дети могут составлять рисунки и орнаменты для вышивки (к сожалению, фотографии таких мозаик не удалось найти).
Геометрическая детская мозаика
Этот тип игры - один из самых распространенных и производимых в советские времена огромными тиражами. Детали мозаики представляли собой плоские геометрические фигуры разного цвета, которые позволяли как выкладывать различные узоры, используя идущие в комплекте образцы или просто свою фантазию, так и составлять сплошные орнаменты, заполняя деталями игровое поле в определенном порядке.
Полуобъемная детская мозаика
Это был вид мозаики, который родители покупали только тем детям, которые достигли возраста, в котором уже не тянут детали в рот и не засовывают их в уши или в нос, что так любят делать любознательные малыши.
Детали мозаики представляли собой разноцветные элементы одинаковой формы, имеющие небольшую ножку. Игровое поле имело отверстия, в которые эти детали и вставлялись при составлении узора. Чаще всего этот вариант мозаики имел игровое поле, у которого по центру располагались отверстия, а по краям были расположены кармашки для хранения деталей.
Многие перфекционисты старались сортировать детали по цвету, но терпения на это хватало не у всех, поэтому чаще всего в этих кармашках можно было увидеть все цвета вперемешку :)) Что характерно - практически в каждой мозаике такого плана количество деталей было чуть больше, чем отверстий на игровом поле - производители с пониманием относились к тому, что мелкие элементы теряются намного чаще, чем это хотелось бы.
К каждому их трех видов мозаики обычно прилагались вкладыши или даже небольшие объемы с образцами тех узоров, которые можно было собрать на игровом поле. Поначалу это было даже интересно - повторить наиболее красивый рисунок, внести в него свои творческие коррективы.
Но со временем практически каждый ребенок начинал испытывать желание придумать какой-нибудь свой орнамент/рисунок, и иногда получалось настолько красиво, что собранный узор не разбирали для последующих игр, а оставляли на поле, пока не надоест им любоваться или не возникнет желание собрать что-нибудь не менее красивое.
А у вас была какая-нибудь мозаика или вы предпочитали игры более активного характера?
**********************************************************************
«Жизнь в СССР» — тематическая группа ВКонтакте
***********************************************************************
Чеканка на тюбике от пасты: творчество советских детей