Найти в Дзене
Живописные истории

Ар-нуво. Часть 8. Альфонс Муха

Предыдущая часть:

Первая часть:

После того, как в начале 19 века Бавария была возведена в статус королевства, король Людвиг решил, что Мюнхен должен стать культурной столицей центральной и немецкоязычной Европы.

Общественные здания, которые он построил в стиле неоклассицизма и неоренессанса, ясно дали понять всему миру, что столица Баварии должна рассматриваться как Афины или Северная Флоренция.

Так что к концу века Мюнхен уже рассматривался многими как серьезная альтернатива Парижу.

Фото R. Pirkner. Взято из Википедии.
Фото R. Pirkner. Взято из Википедии.

Среди начинающих художников, которых он привлек, были Ловис Коринт (1858-1925), Василий Кандинский (1866-1944), Алексей Явленский (1864-1941), Пауль Клее (1879-1940) и Джорджо де Кирико (1888-1978).

Даже молодой Пикассо на мгновение подумывал поехать в Мюнхен, а не в Париж.

Альфонс Муха "Эльф с цветами ириса", около 1886-1890 г.
Альфонс Муха "Эльф с цветами ириса", около 1886-1890 г.

Середина 1880-х годов была, пожалуй, не самым благоприятным временем для приезда.

Мюнхенский Сецессион, открывший более либеральный и космополитичный этап на местной художественной сцене, произойдет лишь через семь лет.

В Мюнхене по-прежнему доминировали такие консервативные деятели, как портретист Франц фон Ленбах (1836-1904) и художник исторического жанра Карл Теодор фон Пилоти (1826–1886), хотя огромное напыщенное полотно Пилоти «Туснельда в триумфальном шествии Германика» возможно, простимулировало зарождающееся стремление Мухи писать большие патриотические картины.

Карл Теодор фон Пилоти «Туснельда в триумфальном шествии Германика»
Карл Теодор фон Пилоти «Туснельда в триумфальном шествии Германика»

После завершения второго набора фресок в Эммахофе граф Куэн щедро предложил Мухе выбор дальнейшего обучения уже в Риме или Париже.

Его выбор пал на Париж.

Вряд ли время могло быть выбрано лучше.

1888 год стал знаменательным годом в ранней истории современного искусства. Полностью оправившийся от травм франко-прусской вoйны и крoвавой рeзни Коммуны, Париж был в полном расцвете сил и являлся бесспорной культурной столицей Западного мира.

Шла подготовка к предстоящей Всемирной выставке 1889 года, и на горизонте города возвышалась Эйфелева башня.

Гоген в Бретани и Ван Гог в Арле были на пороге значительных прорывов в своем творчестве. Вместе со своими коллегами-постимпрессионистами они заложили основы для большей части того, что произойдет в западном искусстве в течение следующего полувека.

Поль Гоген «Свинопас», 1888 г.
Поль Гоген «Свинопас», 1888 г.

Муха поступил в Академию Жюлиана, где познакомился с Полем Серюзье (1864-1927), Эдуаром Вюйаром (1868-1940), Пьером Боннаром (1867-1947), Морисом Дени (1870-1943) и другими будущими участниками группы «Наби».

В конце лета Серюзье с триумфом вернулся с «Талисманом» — крошечной картиной на крышке коробки для сигар, которую он сделал в Бретани по указанию Гогена.

 Поль Серюзье «Талисман», 1888 г.
Поль Серюзье «Талисман», 1888 г.

Якобы пейзаж, это была, пожалуй, самая радикально абстрактная картина XIX века.

Хотя позже Муха подружился с Гогеном и даже некоторое время делил с ним мастерскую в 1893 году (где он сделал забавную фотографию Гогена без штанов, играющего на фисгармонии), нет никаких свидетельств того, что он когда-либо очень интересовался более радикальными взглядами постимпрессионистов или даже просто импрессионистской школой.

-6

В этом он, пожалуй, был довольно типичен среди множества студентов, стекавшихся в Париж и, в частности, в Академию Жюлиана, со всего мира.

Его сокурсник Морис Дени писал: „Даже самые смелые студенты почти ничего не знали об импрессионизме. Они восхищались Бастьеном-Лепажем, с уважением отзывались о Пюви де Шаванне (хотя втайне сомневались, умеет ли он рисовать), обсуждали Пеладана и Вагнера, читали поверхностную декадентскую литературу и восхищались мистицизмом, каббалой и халдейским календарем."

Хотя техника и стиль Мухи оставались в основном академическими вплоть до 1890-х годов, он находился под глубоким влиянием символистского движения и той разновидности мистицизма, которая господствовала в литературных и художественных кругах Парижа во второй половине 1880-х годов.

Альфонс Муха «Гора св. Адальберто», 1892 г.
Альфонс Муха «Гора св. Адальберто», 1892 г.

Символисты выступали против материалистической и позитивистской философии, господствовавшей в середине 19 века и нашедшей выражение в реалистическом движении и импрессионизме с его преданностью объективной фиксации чувственного восприятия.

1884 год принес море перемен в культурную атмосферу Парижа и запоздалое признание трех старших французских художников-символистов: Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898), Гюстава Моро (1826-1898) и Одилона Редона (1840-1916).

Пьер Пюви де Шаванн «Священная роща»
Пьер Пюви де Шаванн «Священная роща»

После многих лет, когда его отвергали как неуклюжего и анахроничного, Пюви одержал победу в Салоне со своей таинственной картиной «Священная роща», которая породила тысячи подражаний.

Гюстав Моро и Одилон Редон были представлены широкой публике благодаря несколько сенсационным и зловещим описаниям их работ в романе Йориса Карла Гюисманса "Наоборот".

Одилон Редон «Герцог Жан дез Эссент»
Одилон Редон «Герцог Жан дез Эссент»

Этот скандальный роман стал культовой книгой и считался манифестом декадентского вкуса конца века.

Шведский драматург Август Стриндберг отметил резкость этой перемены. Во время визита в Париж в 1883 году он отметил, что Бастьен-Лепаж и Мане были художниками, которыми больше всего восхищались в передовых кругах, но два года спустя "в разгар последних спазмов натурализма все с восхищением произносили одно имя: имя Пюви де Шаванна".

Стилизованная плоскостность фресок Пюви с их четко очерченными формами и драгоценная декоративность картин Моро (то, что Моро называл "la richesse nécessaire / необходимое богатство") были важными компонентами зрелого стиля Мухи, и он, несомненно, впитал в себя многие взгляды и идеи символистского движения.

Как говорил его сын Иржи: "Я мог видеть по отцу, до какой степени эта смесь теософии, оккультизма и мистицизма увлекала своих приверженцев, и все же отец никогда не объявлял себя символистом и, вероятно, был бы очень удивлен такой классификации".

В конце 1889 года граф Куэн внезапно и без предупреждения прекратил финансовую поддержку Мухи.

Альфонс Муха. Книжная иллюстрация, 1890-е годы.
Альфонс Муха. Книжная иллюстрация, 1890-е годы.

Художнику пришлось отказаться от учебы в Академии Коларосси (куда он перешел в 1889 году) и пережить период нищеты, прежде чем в начале 1890-х годов он начал зарабатывать на скромную жизнь создавая иллюстрации.

Продолжение: