- А давай меняться? Ты мне мультик про Бубу включишь, а я тебе подарю что-нибудь?
И он начинает быстро рыться в карманах тоненькой болоньевой куртки, на которую страшно смотреть от количества дыр и грязи... Ему 5 лет, за это время он успел побывать во многих притонах города. Его речь сложно понять. В свои пять он не знает элементарный счёт, названия растений и животных, не умеет рисовать...
Молчу, жду... этот маленький мальчик совсем не боится незнакомых людей в белых халатах, решёток на окнах, дверей без ручек...
Тут на его лице появляется счастливая улыбка) На секунду кажется, что он нашёл в кармане билет в свою новую, исключительно счастливую жизнь... Улыбаясь, он протягивает мне розовый пластиковый бантик, с гордостью заявляя, что нашёл его совсем недавно около мусорки...
Смотрю как он ловко начинает одной ручкой управляться с моим телефоном, включая себе долгожданный мультфильм.
Вторая рука у него в гипсе, её сломала мама, когда пьяная дралась со своим случайным знакомым - собутыльником, а он, как настоящий маленький герой, пытался её защитить. Со сломанной ручкой он ещё просидит возле её тела до утра, ведь в той драке она получит "тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть потерпевшей".
Таким же сухим официальным языком, каким описана смерть его мамы, сделаю заключение "может давать показания".
Способность свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания: Способность воспринимать внешнюю сторону и внутреннюю сторону событий и в последующем их воспроизводить. К способности воспринимать внешнюю сторону событий относится способность к восприятию времени, места преступления, внешности преступника, последовательности его действий и действий других участников события. К способности воспринимать внутреннюю сторону событий относится способность к осмысленному восприятию и пониманию событий (ГОСТ Р 57344—2016).
Часто в практике происходит так, что единственным свидетелем, а значит и источником информации о случившемся становится ребенок.
Можно ли доверять детским показаниям?
Это главный вопрос, который волнует следствие и суд. Однако, судебно-психологическая экспертиза НЕ устанавливает достоверность показаний. Судебные психологи анализируют способность ребенка правильно воспринять события и в дальнейшем их воспроизвести. Для этого требуется анализ следующих факторов:
- возраст ребенка;
- личностные особенности;
- ситуация, в которой он находился, и ситуация последующих следственных действий;
- наличие психических расстройств.
Подпишись, если хочешь больше узнавать о работе судебного психолога.