Казалось бы, при чем здесь Достоевский?... Первоначально я искал триллер 1972 года «Сладкое убийство», однако натолкнулся на одноименную ленту уже 1993 года, которая в Рунете обычно представлена как «Изящное убийство».
На первый взгляд - просто неплохой криминальный проект в стиле малобюджетного нео-нуара с интересным актерским составом «второго эшелона»: Майкл Айронсайд, Мюррей Абрахам, Леси Хоуп и т.д. Всё на своём месте, а история тоже вроде бы стандартная.
Задумал главный герой - «скучный маленький яппи, лишенный воображения» - избавиться от своей супруги. И запланировал идеальное преступление, создав себе идеальное алиби. Но именно последнее в силу своей какой-то излишней идеальности вызывает подозрения у полицейского детектива.
Которые (подозрения) усугубляются, так как «супруг погибшей» вместо того, чтобы хранить траур, крутит интрижку. Причем с ключевой свидетельницей по делу. И всё это сопровождается какими-то намеками, кои будто бы что-то напоминают. Но не сразу и сообразишь, что именно.
Всё становится на свои места, когда парочка влюбленных идет в Ретро-Иллюзион, где показывают «Преступление и наказание». Не советскую ленту, но предвестник нуара 1935 года с Питером Лорре в главной роли.
А ведь точно!!! Инспектор Гарсия - это современный Порфирий Петрович. Ева Бишоп – почти что-то Сонечка Мармеладова. Адам Кросс – актуальная проекция Раскольникова. И именно подобное распределение ролей позволяет понять, почему он убил свою жену.
Та, конечно, глупа, любит выпить (но не так, чтобы «пьющая мать - горе семье»), надоедлива и шумна. Но даже всё это вместе взятое не повод для убийства. Максимум - для развода. Однако главный герой, вдохновленный комиксами, словно задается вопросом: право ли я имею?
В этом отношении весьма иронично подана реакция лейтенанта полиции Эскобара, которого постоянно по телефону терзает его тоже надоедливая жена, мол, зайди в магазин и купи лук, если хочешь на ужин бифштексы. И тот раздраженно выдает на подозрения Гарсии: «Чего к человеку привязался, ну убил он свою жену и убил».
Впрочем, лично для меня в данном фильме было интересным иное, а именно, появление мифического комиксного антигероя Зарго, поведением коего вдохновлялся преступник. То, что это вынырнул и глубин подсознания его «доппельгангер» в стиле «Тёмной половины», исключено, этот брутальный персонаж излишне материален.
Опять же рождается версия, что странности в его поведении как-то связаны с резко меняющимся настроением Евы Бишоп, но те (как оказалось) незнакомы. Что только усиливает ощущение таинственности. Да и развязка будет неожиданной. Некоторые пеняли на незавершенность сюжета, что нам кажется излишним. Иногда многоточие много выразительнее, чем восклицательный знак