Найти тему
Медицина 2.0

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Воздействие цифровых устройств на психологическое самочувствие активно исследуется с начала 1990-х годов, и умеренное применение цифровой сферы было признано положительным в этом отношении. Хотя в 2000-х годах было доказано, что возрастающее применение цифровых сетей причиняет вред психическому здоровью. Предложены теория зависимости от цифровых технологий и концепция их чрезмерного использования.

В сознании человека широко распространено понимание об изначально положительном влиянии новых технологических достижений на процесс развития человека в плане интенсификации деятельности, расширения ее творческих возможностей, освобождения от рутинных операций, увеличения доли свободного времени и т. д., что, прежде всего, связано с вхождением в повседневную жизнь разнообразных гаджетов — этих новых «посредников» мышления и деятельности. Вместе с тем раздаются и замечания в адрес широкого внедрения цифровых технологий в деятельность человека, особенно детей раннего возраста. Активно исследуются такие явления, как утрата привычного уклада детства, сокращение связей подростков со своими сверстниками, появление разнообразных форм «зависимости», препятствующей нормативно фиксируемому в психологии процессу развития ребенка, и т. д.

-2

Наряду с широким спектром возможностей использования Интернета для улучшения себя и общества, потенциальные риски широкого использования Интернета также становятся очевидными. В частности, в настоящее время различные направления исследований начали изучать, может ли и как это широкое и обширное использование Интернета негативно повлиять на наши когнитивные процессы и как изменения в функционировании мозга могут лежать в основе этих эффектов. Тем не менее, большинство исследований на сегодняшний день исследовали только отдельные действия в Интернете изолированно, что затрудняет общие выводы. Тем не менее, недавно были предприняты некоторые попытки обобщить обширную литературу, касающуюся этой области, и была установлена структура основных областей когнитивных функций (в отношении Интернета).

Взаимодействие между Интернетом и социальным познанием рассматривается в различных контекстах в этом обобщении, поскольку эта область исследований является особенно быстро развивающейся темой во всех областях и позволяет проводить различные мощные эмпирические исследования из-за огромного количества данных, доступных в этой области, в частности использования социальных сетей. Текущая структура характеризует совпадение между онлайновыми социальными сетями и социальной реальностью в реальном мире как “новое игровое поле для одной и той же игры.

Хотя легко концептуализировать “использование Интернета” как дихотомическую переменную или разделить людей на пользователей и не пользователей, тонкости использования Интернета сильно различаются у разных людей. Во-первых, наиболее поразительной переменной, которая, как ожидается, смягчит воздействие использования Интернета на мозг, будет количество использования. Действительно, в большом количестве исследований были изучены корреляции между самыми высокими уровнями использования Интернета и зависимостью, особенно у людей с “расстройствами использования Интернета”.

-3

Несмотря на эту сильную связь с наблюдениями, конечно, остается вопрос, является ли чрезмерное использование Интернета причинным фактором СДВГ или подростки с вероятным СДВГ более восприимчивы к чрезмерному использованию Интернета. Будущие исследования, в частности исследования с использованием методов, позволяющих исследовать причинно-следственную связь и направление взаимосвязей, обеспечат столь необходимую информацию о потенциальных неблагоприятных последствиях широкого использования Интернета для расстройств внимания у молодых людей.

Изменения в поведении на индивидуальном уровне (часто посредством когнитивных изменений) могут в конечном итоге повлиять на формирование возникающих процессов на уровне населения, которые возникают в результате действий отдельных лиц в обществе. Таким образом, возможно, интуитивно (но, тем не менее, имеет большое значение), что возможное влияние Интернета на разделенное внимание, по-видимому, выходит за рамки рассмотрения лиц, подверженных развитию специфических нарушений внимания, и, по-видимому, распространяется и на популяционный масштаб. Однако сочетание мелкомасштабной оценки когнитивных изменений, связанных с Интернетом, на индивидуальном уровне с широкомасштабным изучением последствий таких изменений для населения является особенно сложной задачей, что означает, что в настоящее время такие “целостные” эмпирические исследования ограничены. Тем не менее, одним из наиболее убедительных доказательств этого является недавнее исследование, посвященное изучению влияния Интернета на “коллективную концентрацию внимания”. имеется в виду количество внимания, которое популярная тема получает на уровне населения.

-4

В то время как влияние использования Интернета на мозг еще до конца не изучено, существуют сходящиеся данные из различных областей, свидетельствующие о том, что наши обширные взаимодействия с этой новой особенностью общества могут влиять на наше внимание, память и другие аспекты познания. Требуется дальнейшая лонгитюдная работа, особенно среди молодежи. Тем не менее, поскольку мы продолжаем совершенствовать наше понимание потенциальных неблагоприятных последствий использования Интернета, сейчас также настало время изучить, как этот революционный инструмент может быть использован для улучшения психологического и когнитивного здоровья.

Наука
7 млн интересуются